Действительно, правящие партии, идущие за ними эстонцы два десятилетия демонстрируют: если уж выносить, так терентьевых, то есть эдаких приятных глазу, уху и душе "сувенирных" русских.

Во-первых, такие сами с радостью дистанцируются от местных тибл. Вот и Терентьев рассказал газете Õhtuleht, что, когда приехал в Эстонию, старался больше говорить по-английски, так как не хотел, чтобы его ассоциировали с местными русскими.

Во-вторых, не ноют по поводу дискриминации, несправедливого к ним отношения. Вот и Терентьев отметил, что, мол, знает — во многих русских, которые здесь живут, укоренилась идея о том, что их тут притесняют всеми возможными способами, он, дескать, этого не увидел.

Что противно? Что о здешней жизни берется рассуждать человек, не имеющий ни малейшего представления о ней, и что своих, тутошних русских Эстония либо особо не замечает, либо видит исключительно в образе врага. Хотя, по большому счету, главное, чего хотят эти люди, это жить такими же хозяевами на своей земле — без всяких предварительных условий а-ля терентьевские.

В-третьих, "сувенирные" русские позволяют показать всему миру, что никаких национальных и межэтнических заморочек в Эстонии нет как нет. Вот и с Терентьевым, конечно, будут носиться как с писаной торбой. Это тоже подтвердила информация Õhtuleht: у чиновников, которые принимали у Терентьева и его семьи документы, его поступок вызвал только слова похвалы. Политбеженец признался, что с ними обращались, как с долгожданными гостями, и это было очень приятно. Еще бы!

Ну, ладно, скажут некоторые, вымрет народ, живший при советах, и все образуется. Ой ли? Новые поколения эстонцев воспитываются в отчуждении, подавляющее большинство если вообще замечает неэстонцев, так только как непонятных пришлых, которые почему-то обитают здесь.

Между тем, после 1991 года новой Эстонии был дан удивительный шанс: на русских, как на тех кошках, на которых тренировался герой "Операции Ы", научиться жить с другими. Этого шанса она с благословения властей не использовала. А чернокожие, арабы — это не русские, это совсем другая история. И долготерпение — не самое главное их достоинство.

Что надо учиться терпимости и извлечению пользы из сосуществования с другими, а не высокомерно навязывать им принятые титульной нацией установки, показывает весь ход истории. Беспорядки в Британии нам преподносят, как имевшие своей целью одно — мародерство. Это, как и в Бронзовую ночь, было потом. Изначальная же главная цель выступлений почти всегда одна — протест против наездов, глухоты, обозначение своего присутствия в стране и проблем, которые надо решать по уму.

Что делать местным русским в этом противлении положительному восприятию их эстонцами, только если они, русские, выдерживают параметры "сувенирности"?

Продолжать мудреть, организациям и движениям, в том числе соотечественному, брать пример с Андрея Лобова и его коллег по Совету русских школ. Спокойно, без истерик, опираясь на законы своей страны и, главное, европейские нормы, доказывать, судиться, пробивать и добиваться. И не надо ничего просить, потому что мы и так здесь, мы — такие же и имеем такое же право.

Поделиться
Комментарии