И это — на фоне жарких дискуссий о недемократичности этого органа и несуразности параллельного сосуществования его и СОРСЭ — Союза организаций российских соотечественников Эстонии, дискуссий, которые переросли буквально в страсти в ходе обсуждения недавних поправок правительства Российской Федерации в российский закон о государственной политике в отношении российских соотечественников за рубежом.

Дипломатичный ультиматум

Возможно, ажиотаж вызван и тем, что в Эстонии продолжает расти число тех, кто ходатайствует о получении российского гражданства. Но причиной может быть и меркантилизм, замешанный на прагматизме.

Последнее входит в моду в России, да и у нас, в русской общине Эстонии (видать, как оправдание своей трусости и беспомощности). Некоторые даже усматривают в прагматизме некое миссионерство русских за рубежом.

Так вот, если сегодня членство в КСРСЭ является общественной работой, то в проекте обновленного российского закона о соотечественной политике сказано, что деятельность руководящих органов, в том числе "страновых" КСРС (у нас — КСРСЭ) будет финансироваться из госбюджета Российской Федерации.

Возможно, из-за предвкушения "малины" и не поднимается фундаментальная проблема самого КСРСЭ — его легитимности, которая представляет собой "мину замедленного действия". Причем проблема эта не ограничивается Эстонией, она глобальна.

Дипломатично подошло к ней правление Объединения российских граждан в Эстонии. Их обращение к Чрезвычайному и Полномочному послу РФ Николаю Николаевичу Успенскому стало вершиной соотечественных страстей на эту тему.

Владимир Лебедев и Андрей Ильницкий попросили прояснить спорные моменты, связанные с функционированием таких структур, как КСРСЭ, и поставили свое участие в ежегодной конференции в зависимость от ответа посла.

Авторы своеобразного ультиматума резонно полагают: "Если основная задача этих структур — экспертные оценки проектов тех или иных решений российских властей — тогда понятно стремление внешнеполитического ведомства опираться на тех людей, которых оно считает компетентными, и здесь мнение представителей России имеет несомненный приоритет. Если перед КС ставится задача координации разрозненных действий многочисленных организаций соотечественников, тогда непонятно упорное нежелание чиновников от дипломатии предоставить самим организациям право выбирать своих координаторов". Заявлено также, что "эта коллизия требует незамедлительного разрешения".

Соотечественный фантом

Но можно было не беспокоить посла, не ставить его в безвыходное положение, а напрямую обратиться к Положению о КСРСЭ. Он размещен на полуофициальном органе этого Совета — интернет-портале baltija.eu. И тут можно найти много интересного, хотя сам документ содержит всего 9 пунктов.

Пункт 1 гласит, что КСРСЭ — это "координационный и консультативно-экспертный орган, консолидирующий и представляющий интересы российских соотечественников в Эстонии". Но ничего не сказано: орган чего?

Вот уже полтора года статус КСРСЭ не указан даже в его собственном Положении! Между тем создан он российским МИД при посольстве РФ. Основание — решение Всемирного конгресса соотечественников в Санкт-Петербурге в 2006 году. Последовало и поручение Президента РФ от 9 июля 2007 года за N Пр-1245.

А вот Положение о КСРСЭ утверждено на конференции российских соотечественников Эстонии в Таллинне 27 июня 2008 года. Вызывает недоумение какая-то неестественность соседства новой структуры, возникшей "рядом с" или "над" уже существовавшим годы СОРСЭ. И сегодня нет объяснений такому дублированию.

Вопрос не праздный — ведь КСРСЭ правильно задуман для координации деятельности соотечественных организаций, которые этот "свой" вышестоящий орган не учреждали. Нет такого учредительного документа!

В пункте 4 сказано, что "КСРСЭ в своей работе руководствуется Временным положением о Координационном совете российских соотечественников, проживающих за рубежом (КСРС)". Но этого "временного положения" уже как год нет. Спрашивается, чем руководствовался "КСРСЭ в своей работе" последний год?

Что касается нынешнего состава КСРСЭ, то и он "избран" формально. Потому, что, во-первых, пункт 7 Положения предусматривает не избрание членов этого Совета, а "утверждение сроком на три года на конференции…". И, во-вторых, эти "выборы" производились по представленному сверху списку "назначенцев", а не выдвинутыми снизу соотечественными организациями. Кстати, сомнительна и представительность т.н. учредиловки, в которой приняли участие не все низовые организации.

В юридическом смысле КСРСЭ нельзя считать организацией. Она даже не зарегистрирована, хотя это предусмотрено законом.

Разве это не виртуальность? А значит, и никакой ответственности! Ни за что и ни перед кем?! Даже предусмотренные Положением отчеты о проделанной работе на ежегодных конференциях не имеют последствий — ничего не предусмотрено на тот случай, если бы работу КСРСЭ подвергли разносу сами соотечественники.

Красноречивые "мелочи"

А потому у юристов не могут не вызывать недоумения пункты 5 и 6, согласно которым "КСРСЭ выражает и представляет интересы российских соотечественников в Эстонии", а его задачей является "оказание помощи в вопросах защиты прав и законных интересов российских соотечественников в Эстонии".

Разве российские соотечественники, к которым согласно их сегодняшнему статусу относятся и организаторы демонтажа Бронзового солдата и апрельской бойни 2007 года в Таллинне, уполномочили КСРСЭ представлять свои интересы? То же можно сказать о низовых соотечественных организациях. Практически лишены права участия в ежегодной конференции соотечественники — физические лица, даже если они — граждане РФ, постоянно живущие в Эстонии.

И не слышно что-то об оказании помощи со стороны КСРСЭ в вопросах "защиты прав и законных интересов" соотечественников. Да и как это возможно, если среди 11 членов КСРСЭ нет ни одного юриста! Если это не аргумент, то пусть каждый из них отчитается на предстоящей конференции о проделанной в этой части работе.

Более того, на поданные в СОРСЭ и КСРСЭ запросы об оказании материальной помощи для "защиты прав и законных интересов", сделанные даже на последней конференции соотечественников, ответов так и не последовало.

Из-за некорректности Положения, написанного, будто формы ради, на салфетке во время банкета, виртуален и статус члена КСРСЭ, нашего ведущего российского соотечественника Андрея Заренкова. До декабря прошлого года он представлял Эстонию во Всемирном Координационном совете российских соотечественников. Это, согласно пункту 7, автоматически закрепляет за ним место в КСРСЭ. Но, поскольку "там" его полномочия кончились, то он уже, как бы, и не член КСРСЭ. Так как его персонально, даже формально, не избирали (не "утверждали") членом КСРСЭ.

Но перед общественностью г-н Заренков и сегодня предстает как "координатор координаторов". Причем если такая должность (координатор КСРСЭ) записана в пункте 9 Положения КСРСЭ, то не упоминается должность ответственного секретаря, однако именно таковым представляют общественности руководителя Института Пушкина в Эстонии, профессора Андрея Красноглазова. И вообще, на московских интернет-сайтах он подается как руководитель чуть ли не всего соотечественного движения в Эстонии.

На этом фоне не имеют значения даже орфографические ошибки в тексте Положения.
Что, впрочем, тоже говорит об уровне нынешнего КСРСЭ, который провозгласил одной из своих задач (пункт 6) "сохранение и развитие русского языка".

И, наконец, нельзя считать корректным избрание нового состава КСРСЭ до приезда нового российского посла, которому согласно Положению придется иметь дело с этим Советом три года. Не раз заявляли, что КСРСЭ работает "при" российском посольстве, в тесном взаимодействии с ним. Да и в пункте 5 Положения сказано: совет координирует свою деятельность с посольством.

P.S. Директивное (не демократическое) и одностороннее (сверху вниз) управление движением российских соотечественников привело в частности и к тому, что даже спокойная критика деятельности организаций соотечественников и Русского мира расценивается как выступление против политики РФ в отношении российских соотечественников и самих соотечественников.

Считаю и данную мою публикацию, исключительно, и всего лишь выражением озабоченности тем, что в реале происходит в соотечественном мире, в частности, в Эстонии.

Считаю, что правовой анализ позволит КСРСЭ включить в повестку дня предстоящей 28 мая конференции такие пункты, которые позволят исключить "белые пятна", а значит, добиться полной легитимности КСРСЭ, а также ликвидации параллелизма между ним и СОРСЭ.

Важным представляется и то, что затронутая проблема касается всех Координационных советов российских соотечественников в странах их проживания.

Поделиться
Комментарии