Начнём с главного: Конституция не обязывает, а лишь разрешает законодателю предоставить право голоса на муниципальных выборах всем иностранцам, проживающим на территории местного самоуправления. И нет прямого указания или запрета в конституционном акте на то, чтобы однажды предоставленное законом право не было в определённый момент времени отозвано или ограничено.

Предметом юридического спора является только тот аспект, можно ли это право ограничить по воле парламента без объяснения причин, или такое законодательное изменение будет нарушать какой-то важный конституционный принцип, например, принцип пропорциональности или равного обращения.

В странах Скандинавии, которые во многом являются примером для нас, иностранцы имеют широкие электоральные права на местном уровне. Например, в Финляндии иностранец обладает правом избирать муниципальные и региональные органы власти после двух лет постоянного проживания в стране. В Эстонии временные ограничения вовсе устранены, и право голоса есть у каждого иностранца, имеющего вид на жительство долговременного жителя или право на постоянное проживание. А в Латвии право голоса на муниципальных выборах имеют только собственные граждане и граждане стран ЕС.

В Российской Федерации, граждане которой сейчас десятками тысяч голосуют на местных выборах в Эстонии, иностранные граждане имеют право голоса на муниципальных выборах только и исключительно на основании международных договоров и в порядке, установленном законом. На сегодняшний день такие договоры у них действуют с Беларусью, Кыргызстаном и Туркменией. Возникает резонный вопрос: почему граждане РФ должны иметь право голоса на муниципальных выборах в Эстонии, если граждане ЭР в России такого права не имели никогда? На мой взгляд, расширение права голоса на муниципальных выборах на всех иностранцев, постоянно проживающих на территории Эстонии, изначально было ошибкой. Законодатель исходил из актуального в то время положения вещей, когда значительное число жителей не имело гражданства Эстонии, процесс натурализации требовал времени, а принятие решений на местном уровне без учёта мнений этой группы населения грозило нарушить принцип демократии.

Однако сегодня ситуация изменилась: у иностранцев было достаточно времени, чтобы пройти процесс натурализации, и если они этого не сделали, то это свидетельствует об их осознанном выборе в пользу лояльности другому государству. Причём лояльность эта у значительного числа нынешних избирателей наших самоуправлений – к Российской Федерации, государству-агрессору, ведущую несправедливую и варварскую войну против Украины.

Для меня нет никаких вопросов в том, нужно или нет в условиях войны ограничить право голоса на выборах для граждан России и Беларуси. Однозначно, нужно. Но я считаю, что законодательство надо менять ещё более широко, и упразднить право голоса для всех иностранцев, кроме тех, чьё право голоса исходит из международных договоров, ратифицированных Эстонской Республикой. Такое право есть у граждан всех стран Европейского Союза. Было бы здорово заключить такое соглашение на паритетных началах, например, с Украиной, Соединёнными Штатами, Канадой, Австралией, Израилем – то есть демократическими странами, где проживает много эстонцев, и чьи граждане в значительном количестве также проживают в Эстонии. Основой для предоставления права голоса должен быть принцип паритета, а не стремление наделить всех подряд возможностью влиять на политическую жизнь в стране в надежде на то, что иностранец сам собой как-то интегрируется в эстонское общество через участие в наших выборах.

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

* Редакция RusDelfi приглашает к сотрудничеству авторов, имеющих собственное мнение по политическим, экономическим, социальным и культурным вопросам. Пишите нам на адрес rus@delfi.ee с пометкой „в рубрику мнений“!

Поделиться
Комментарии