Бабушке Шуре, которую мы первой встретили на улице в поселке, 86 лет. Живет одна. Вопрос о том, как обогревает квартиру, вызвал у нее слезы.

- Замерзаю, — говорит она. — Титаном не нагреть квартиру. Дали нам по обогревателю, но что от него толку. Если стоишь рядом, руки еще можно согреть — и все. Только электроэнергию мотает на счетчик. Слышала, в других домах уже трубы померзли. Куда мне, инвалиду, сейчас деваться? Из родных только племянница в России.

- Я купила печку, которая работает на солярке, — говорит подошедшая к нам пенсионерка Валентина. — Кухню да маленькую комнату она все же более-менее нагревает. Одна комната у меня закрыта, там — холодина. В подъезде дома остались из жителей я да еще одна женщина. Конечно, если бы дали нормальную квартиру в Кохтла-Ярве, люди бы переехали, но ведь нам предложили общежитие.

На улице, где мы разговариваем, работает трактор. Женщины пояснили, что вскрывают водотрассу, ее порвало.

Директор "Вийвиконна мая" Леонида Колосенко обеспокоена не этим порывом трассы на улице, он не так страшен, как тем, что рвутся трубы в домах.

- Мы просим жителей, чтобы вода из крана хотя бы небольшой струйкой постоянно шла, иначе ее прихватит морозом в трубах, — говорит Леонида Колосенко. — Но все равно — то там порвало, то тут канализация замерзла, надо ремонтировать, отогревать.

А не работающую с прошлой весны котельную, промерзшие трубы и радиаторы центрального отопления вернуть к жизни теперь уже проблема, и никто не надеется на выход из этой ситуации. Кто смог, уехал из поселка или же поставил печки, а кто нет — живет в телогрейках и валенках.

В поселке заселенных квартир на сегодня 87. Работающих людей очень мало. В основном остались безработные, живущие на социальные пособия, несколько матерей-одиночек да пожилые люди, среди них есть такие вот, как бабушка Шура, одинокие, о которых некому позаботиться.

- Тяжело видеть мерзнущих стариков и детей, — говорит начальник пока еще работающей в Вийвиконна почты Елена Козлова. — На почте уже трубы перемерзли, воды нет, но у меня хоть дома, в Силламяэ, тепло. Поработаю да домой приеду, а другие, конечно, в ужасных условиях живут. Есть тут одна семья, родители пьют, дети голодные и в холоде. А старики, всеми брошенные? Вот в соседнем с почтой доме старушка лежачая, муж тоже совсем немощный, еле ходит. Когда разношу почту, тяжело все это видеть. Мы побывали в квартире у этих стариков, которым по 85 лет. На кровати больной женщины лежали пальто, одеяла, покрывала, с помощью которых она пытается согреваться. Возле кровати стоит электрообогреватель, который купил город в каждую квартиру, когда решил больше не финансировать работу котельной в поселке, но тепла от него нет. В квартире очень холодно. Старики плохо слышат, говорят только, что им тяжело, оба больные, титан не затопить, потому что нет дров.

С помощником мэра по Вийвиконнаской части Кохтла-Ярве мы не встретились. Он предпочел оставить холодный дом, где находится его кабинет, "Вийвиконна мая" и почта. Ушел в отпуск.

Но зато в этот день (3 января) в поселке были директор фирмы "Энтех сооюс" Вадим Мамай и член городского собрания Кохтла-Ярве Вольдемар Лехтер. Вадим Мамай сказал "СП", что даже если город выделит деньги на запуск котельной, это сейчас будет сделать тяжело, поскольку все замерзло, и потребуется гораздо больше денег.

Вольдемар Лехтер считает, что выход надо найти и не морозить людей. "Надо срочно отправить одиноких стариков в дом престарелых, город должен был об этом позаботиться гораздо раньше, а не бросать их в мороз", — отметил он.

3 января днем термометр показывал в Вийвиконна 19 градусов мороза. На ночь синоптики обещали значительное понижение температуры.

Поделиться
Комментарии