По существу он был самой мелкой сошкой в компании высокопоставленных охотников, куда помимо командующих вооруженными силами Дании и Эстонии входили еще их финский коллега адмирал Юхани Каскеала, директор Национального банка Эстонии, несколько послов, два мэров — в общей сложности почти 50 человек из Эстонии, Латвии, Польши, Швеции и Дании. И среди них вице-президент шведской фирмы по продаже вооружения SAAB Microwave Systems Микаэл Йоханнисон, ответственный за продажу вооружений в Центральную Европу и страны Балтии. Эта фирма производит радарные установки для военных самолетов Saab марки Gripen, которые Дания обдумывает закупить на сумму в десятки миллиардов крон. Эстония, как известно, тоже организует крупнейшую сделку в истории отечественных вооруженных сил, закупая более чем за миллиард систему противовоздушной обороны у фирмы MBDA France, сотрудничающую с SAAB Microwave Systems.

Другим поставщиком вооружений, присутствовавшим на охоте в Лайузе, был Арне Берглунд из британского концерна BAE Systems Hägglunds, ставшего крупнейшим в европейской индустрии обороны после перехода туда шведских фирм Bofors, Hägglunds и значительной части Saab, с персоналом в 85 тысяч человек по всему миру. Одним словом, Берглунд представлял компанию-гигант, которая в 2005 году продала вооружений на 28 миллионов долларов. Арне Берглунд в недавнем прошлом являлся директором по продажам и маркетингу в Hägglunds, которая 20 декабря 2005 года получила заказ датских сил обороны на 45 БТРов CV90 на сумму в 3,2 миллиарда эстонских крон.

Третьим и, возможно, самым напористым из гостей был поставщик-консультант небольшой фирмы MSE, которая разрабатывает электронные решения для сил обороны и учебный материал. Он щелкал фотоаппаратом, снимая самые различные моменты охоты. Это он делал для того, чтобы позже приложить фотографии к смете своих охотничьих расходов и предъявить начальству в доказательство того, что он ездил заниматься делом и общаться с нужными людьми. Помимо начальства он отправил фотографии с письмом и датскому командующему, в котором, ссылаясь на беседу в Лайузе, пригласил Хелсё посетить Хускварну в Швеции, где он сможет лично ознакомиться с продукцией фирмы SAAB.

Что такое "Устав о подарках"

Это-то письмо и было кем-то переслано в датскую газету "Берлингске Тиденде". Разразился скандал, так как совместное участие в охоте на кабанов датского командующего и трех поставщиков вооружений являлось прямым нарушением строгих правил, запрещающих неформальные контакты датского командования с поставщиками. Чтобы не было ни тени сомнения в том, что контакты поставщиков и заказчиков чисто профессиональные, и во избежание ситуации, когда поставщики вооружений начинают соревноваться, осыпая потенциальных заказчиков немыслимыми подарками, цена которых позже вписывается в цену поставок, в датских и других скандинавских силах обороны разработан устав, который так и называется "Устав о подарках". Он гласит, что все контакты с действующими и потенциальными поставщиками должны происходить в помещении службы материального обеспечения сил обороны, за исключением случаев, когда место встречи непосредственно связано с характером закупки (например, альтернативой может быть фабрика, линия производства и пр.) От встреч более частного характера следует отказываться, в совместных завтраках и обедах можно участвовать только тогда, когда они непосредственно связаны со служебной деятельностью.

Представители оборонной промышленности отмечают, что их в данном случае ни в чем упрекнуть нельзя, потому что у них имеются свои правила на сей счет — чтобы не навлечь неприятностей на официальных лиц, с которыми они сотрудничают, поставщики не могут быть непосредственными устроителями охоты с участием заказчиков. Но им никто не запрещает участвовать в совместной охоте в качестве гостей, если в роли организатора выступает охотничье общество. А вот знал ли командующий Хелсё о том, что помимо прочего шведские фабриканты являются и спонсорами охотничьего общества в Лайузе и пожертвовали 68 тысяч эстонских крон на мемориальную доску общества, на которой выбито, что шведский король Карл XII перезимовал в Лайузе в 1700-1701 году?

Датский командующий винит Кыутса

Датские СМИ отмечают, что, когда осенью 2005 составлялся список гостей, командующий Тармо Кыутс, входящий также и в состав правления охотничьего общества, внес туда трех своих коллег из Финляндии, Швеции и Дании, одновременно с ними были приглашены и поставщики вооружения. Формально приглашения были разосланы от имени общества, и их подписал президент общества Маргус Оро.

Датский командующий сказал в интервью телевидению, что он и понятия не имел, откуда поступили деньги на оплату охоты, и ему ничего не сообщили о том, кто были остальные гости. "Меня пригласил на охоту эстонский командующий Тармо Кыутс, поэтому я считаю уместным переадресовать все вопросы эстонской стороне. Платил ли за охоту и мое пребывание эстонский командующий или кто-то другой, я этого просто не знаю, потому что я получил приглашение от него. Я помню, что я получил формальное приглашение от эстонского охотничьего общества, но мне и в голову не пришло проверять список гостей!" — оправдывается Хелсё.

Много спекуляций вызывает и утверждение датского генерала о том, что в Эстонию ему нужно было поехать, чтобы обсудить с эстонским и финским командующими некоторые профессиональные вопросы. Дотошные журналисты раскопали на электронном сайте Хелсё информацию о том, что ровно за семь дней до охоты, 20 января 2006 года, датский командующий уже встречался с вице-адмиралом Кыутсом и своими скандинавскими коллегами в Копенгагене, чтобы, по его собственному выражению, "обменяться опытом и идеями". Выяснилось, что и министру обороны Дании Серену Гаде датский командующий сказал, что ему нужно поехать в Эстонию для рабочей встречи с эстонским коллегой, ни словом, однако, не упомянув про трехдневную охоту на кабанов, которая заняла две трети всей встречи. Теперь министр обороны Дании требует от Хелсё письменных объяснений. На вопрос журналистов о том, затрагивались ли во время охоты и ужина деловые вопросы между поставщиками и командующим, Арне Берглунд сказал: "Я говорил с Хелсё о заключенном контракте на Сv90". На тот же вопрос относительно Кента Кэлла и его беседы с Хелсё, его начальник — директор MSE Микаэл Шмитц сказал "Берлингске Тиденде", что "говоря попросту, он выполнял там ту работу, которую мы от него ожидаем". Сам Хелсё сказал, что он этих бесед с поставщиками не помнит.

Пикантные подробности

Датские журналисты не поленились съездить и в Лайузе, где они услышали о подробностях "консультации по вопросам обороны". СМИ приводят поэтические свидетельства очевидцев: "Когда охота в лесу, на которой были убиты два кабана, закончилась в субботу после обеда, мужчины разделись и зашли с 25-градусного мороза в старую баню в гостевом доме в Лайузе. На стенах бани выступили капли воды, и жар ласкал их кожу, словно топленое масло. Уже стемнело, когда они вышли из бани на улицу и нырнули в огромную деревянную бадью, описанную на сайте гостевого дома так: "Ты сидишь в бадье под открытым звездным небом и чувствуешь свое единение со Вселенной. Словно значимая частичка в мире, помещенная рукой мудрого творца именно туда, где ей следует находиться. Это незабываемое мгновение, и ты с нетерпением ждешь его повторения". Гости переоделись в парадную одежду перед ужином.

Уже ожидавшие их автомобили отвезли охотников в Лайузе, где возле развалин крепости был установлен шатер, в котором проходил торжественный ужин. Подавали гриль-кабана. Певец исполнял арии из оперетт. Вид из шатра открывался неописуемый. Местные жители разожгли на белом снежном ковре костры, а вокруг простиралась кромешная темнота. После ужина они позволили отвезти себя назад в гостевой дом. Здесь пир продолжался до поздней ночи. Мужчины снабжали себя напитками из бара и распевали вокруг камина застольные и охотничьи песни своих стран".

Эти красочные описания не растопили сердца датского министра обороны и парламентариев, которые также требуют объяснений от командующего Йеспера Хелсё. Во вторник даже прозвучало сообщение о том, что охота командующего может привести к изменению устава сотрудников сил обороны. Парламентское большинство, где в кои-то веки объединились оппозиция и коалиция, требует, чтобы устав, запрещающий частные контакты с представителями фирм по производству вооружений распространялся не только на 2400 сотрудников материальной службы обороны, а поголовно охватывал все 22 тысячи сотрудников сил обороны.

Эстонцы обвинения отвергают

Ныне отставной главнокомандующий Тармо Кыутс и эстонское Министерство обороны отвергают обвинения в свой адрес, правда, не спешат подкреплять слова вескими аргументами. Кыутс заявил агентству BNS, что во время охоты на кабанов сделки по закупке вооружений не обсуждались, контракт c SAAB Microwave Systems был подписан представителями Министерства обороны и уже в то время, когда он сложил с себя полномочия командующего. Пресс-секретарь Министерства обороны Мадис Микко, в свою очередь, подчеркивает, что сотрудники Министерства обороны в охоте не участвовали. "Если эта охота каким-то образом связана со сделкой по закупке системы противовоздушной обороны, тогда все выглядит очень сомнительно, однако по нашим данным, этим вопросом во время охоты не занимались", — сказал Микко BNS.

Впрочем, для того, чтобы выгодные контракты отдавались в нужные руки, вовсе не обязательно обсуждать их в полумраке охотничьего домика. Достаточно того, что в парилке или за рюмкой коньяка между заказчиками и поставщиками вооружений складываются теплые отношения и завязываются полезные связи, которые потом легко возобновить в рабочей обстановке, сославшись на приятные общие воспоминания. Хотя правда и то, что для Эстонии скандинавская щепетильность пока еще не стала привычной. Местные организаторы охоты могли просто не учесть то обстоятельство, что у соседей не принято обсуждать миллиардные контракты, собравшись в неформальной обстановке вокруг кабаньей туши.

Поделиться
Комментарии