Неделю назад прокуратура сообщила, что бывший мэр Муствеэ Геннадий Кульков планировал похищение и, вероятно, убийство члена горсобрания Федора Маспанова. "Проблемы были связаны с городской недвижимостью", — цитировали газеты государственного прокурора Свена-Христо Эвестуса. Кульков якобы приобрел недвижимость при неясных обстоятельствах, а Маспанов проявил к сделкам законный интерес. В суде Кульков признал свою вину и был приговорен к году условно.

А сейчас большинство жителей Муствеэ пребывают в глубокой растерянности. Хотя в суде бывший мэр раскаялся в содеянном, вопросов в этом деле по-прежнему больше, чем ответов.

Основной вопрос: что же все-таки являлось мотивом преступных намерений, то есть неосуществленного похищения члена городского собрания и журналиста газеты Peipsirannik/"Чудское озеро" Маспанова? "ДД" опросил большинство членов горсобрания Муствеэ. Даже те, которые не особо восторгались Кульковым как мэром и человеком, единодушно признали: причину не следует искать в злополучной недвижимости.

Очевидно, ответ на вопрос, по какой причине Кульков собирался совершить преступление, кроется в чем-то еще. Этим "чем-то" также вряд ли является предполагаемый роман между Кульковым и председателем горсобрания Татьяной Кудиной: Маспанов в мае этого года хотел проголосовать за снятие Кудиной и этим вызвал неудовольствие экс-мэра. Скорее, дело в апрельских событиях и "брачных играх" Кулькова с кремлевской внешней политикой.

Небывало великодушный убийца

Председатель горсобрания Муствеэ Татьяна Кудина рассказала "ДД", что в случае с двумя зданиями, приобретенными Кульковым, нельзя говорить о коррупции. "Эта недвижимость была приобретена абсолютно законно, на торгах, — утверждает Кудина.  — Участие в торгах мог принять любой человек, так же как и приобрести объекты. Сделки были оформлены абсолютно правильно. Кульков вообще не получал от города каких-либо личных благ".

Если верить распространенным в прессе слухам о близкой дружбе Кудиной и Кулькова, то мнение Кудиной, конечно, нельзя считать особо объективным. Однако того же самого мнения (что сделки с недвижимостью не могли быть причиной преступления) придерживаются и другие члены горсобрания Муствеэ.

Например, беспартийная член горсобрания Надежда Ландсберг рассказала, что многие эпизоды этого предполагаемого преступления кажутся ей невероятными. Она задается вопросом, кто тот неизвестный, явившийся в полицию с добровольным признанием, что по заказу Кулькова собирался лишить Маспанова свободы и, возможно, даже жизни. "В реальности таких прекраснодушных людей, наверное, не бывает", — добавляет она.

Еще Ландсберг интересуется, на каком основании было решено, что примерно 30 тысяч крон, которые оказались при задержанном Кулькове, были предназначены именно для оплаты услуг киллера: "Это было написано прямо на конверте?"

Также Ландсберг не перестает удивляться невероятно маленькому сроку заключения, да и то условного, который суд назначил Кулькову якобы за планируемое тяжкое преступление — похищение человека.

"Может ли быть, чтобы в таком маленьком городе проблемы решались такими методами?" — вопрошает еще один член горсобрания от Партии реформ Евдокия Абаканова. В то же время она не в восторге от Кулькова в роли мэра. Нынешнего мэра Мати Кеппа она считает гораздо более компетентным. Абаканова утверждает, что проблемой Кулькова было то, что он не знал Закона об организации местного самоуправления.

Один из главных героев произошедшего, член горсобрания Федор Маспанов, немногословен. Человек, которого планировали похитить, говорит лишь то, что в его распоряжении нет доказательств, которые подтверждали бы связь Кулькова с противозаконными сделками с недвижимостью. Маспанов подчеркивает, что ему нечего скрывать, и советует искать ответы в первую очередь у органов правопорядка и в уголовном деле.

Ищите женщину

Оставим членов горсобрания в покое. Для того чтобы узнать, насколько на их мнения повлияли личные симпатии и антипатии по отношению к бывшему мэру, нужно пожить в Муствеэ. В любом случае следует упомянуть, что два года назад Государственный контроль в ходе аудита предъявил бухгалтерии "времен Кулькова" ряд претензий. Однако аудиторской проверкой не было обнаружено коррупционных сделок, якобы совершенных Кульковым.

Видимо, в поисках мотива преступления все-таки придется обратиться к классике жанра: итак, шерше ля фам. Членам горсобрания Муствеэ хорошо известен сюжет, как будто позаимствованный из латиноамерикансколй мыльной оперы. Внимание, любовный треугольник: председатель горсобрания Татьяна Кудина, тогдашний мэр Геннадий Кульков, законная супруга последнего Тамара Кулькова.

Около двух лет назад Тамара Кулькова при помощи интернет-наблюдения за установленными в доме камерами охраны выяснила, что однажды в дом вместе с ее супругом вошла прекрасная дама из горсобрания — Кудина. Тамара Кулькова тут же поспешила домой, и ветреный супруг посреди ночи оказался на улице с чемоданами. Оба, мэр и председатель, заверяли, что встретились по работе.

Мы бы и не вторгались в частную жизнь, но именно в ней может скрываться мотив инкриминируемого Кулькову преступления. Как было упомянуто выше, в мае этого года Кудиной планировали выразить вотум недоверия. Несколько членов управы Муствеэ подтвердили "ДД", что решающим седьмым голосом для выражения вотума недоверия Кудиной был голос журналиста Федора Маспанова. Но Маспанов на тот момент был вне досягаемости: в Центральную криминальную полицию поступило заявление о планах Кулькова похитить и убить Маспанова, и его решили на время спрятать. Вотум недоверия не прошел.

Единственное, что смущает — очень трудно представить седовласого, повидавшего жизнь мужчину эдаким помешанным Ромео, готовым пойти ради карьеры дамы сердца на тяжкое преступление.

Ищите политику

Забыв на время о сделках с недвижимостью и амурах, взбудораживших весной 2006 весной весь Муствеэ, можно представить себе следующий ход событий. Пусть читатель сам решает, кажется ли ему такой вариант правдоподобным.

Начать придется с начала апреля этого года, когда неизвестные разрисовали дом члена горсобрания Федора Маспанова. Случилось это спустя какое-то время после того, как при помощи Маспанова с должности был снят мэр Геннадий Кульков. Пострадавший Маспанов подал заявление в полицию, но преступление так и не раскрыли. Вандализм можно было счесть как угрозой, так и местью за голосование против Кулькова.

Далее полиция через свои источники получает т.н. оперативную информацию о том, что, возможно, планируется нападение на владения не только Федора Маспанова, но и некоторых других членов горсобрания Муствеэ или же на них самих. NB! При этом информацию можно считать довольно существенной, в свете апрельских событий. Опасаются "волосатой руки" России, которая посеяла семена раздора и в мирных деревнях староверов, проживающих у Чудского озера.

Полиция опасается, что нападут на тех членов горсобрания, которые хотят отстранить от должности председателя горсобрания Муствеэ Татьяну Кудину. Последнюю с Кульковым предположительно связывают, как упомянуто выше, близкие отношения. Кстати, сам Кульков потерял работу мэра уже в марте, незадолго до апрельских событий.

Не стоит забывать, что примерно в это время нарастает напряжение вокруг переноса Бронзового солдата в Таллинне. В то время как в столице вандалы громят магазины, Кульков не скрывает тесных политических связей с Россией. Источники, близкие к мэрии Муствеэ упоминают, что ранее Кульков говорил о связях с путинской администрацией.

У органов появляются подозрения, что разгоревшемуся в Таллинне конфликту начинают делать политическую рекламу на берегах Чудского озера. Опасаются, что орудием Кулькова в Муствеэ стала его более или менее близкая знакомая, председатель горсобрания Татьяна Кудина. Хорошо известно, что Кудина заинтересована остаться у власти. Также в этом заинтересован отстраненный от должности накануне апрельских событий Кульков.

Сопротивление душат в зародыше

Масла в огонь подливают похороны в Муствеэ жертвы "бронзовой ночи" Дмитрия Ганина, которые показывают многие российские каналы. Похороны проходят практически без эксцессов, слегка нарушила спокойствие только пламенная речь российского дипломата. В то же время в коридорах власти опасаются, что Кульков не поддерживает дом Стенбока. Еще больше — он может попытаться вернуться к власти с намерением накалить ситуацию.

Следует еще раз упомянуть, что уже перед апрельскими событиями полиция владела оперативной информацией: в Муствеэ возможно применение насилия в отношении членов горсобрания, дабы удержать у власти Кулькова и его единомышленников. Необходимо было предупредить распространение апрельских событий по направлению к Чудскому озеру, где и так разгорелся еще один "очаг сопротивления" в связи с возведением монумента погибшим в волости Вара. Согласно одной исторической интерпретации павших называли сталинскими палачами, согласно другой — жертвами палачей фашистских.

Далее, дабы в Муствеэ не накапливалось напряжение и Кульков "успокоился", блюстители закона еще перед вынесением вотума недоверия Кудиной, находят в мае некого господина X, который предлагает Кулькову возможность оставить подругу Кудину у власти, слегка укротив "мятежного" Маспанова и ненадолго лишив оппозицию его голоса.

Кульков не вдохновлен предложением, но, общаясь с X, сам постепенно роет себе яму. В ходе их общения появляются улики, которые можно повернуть против Кулькова. Затем "наемный убийца" X идет в полицию с "признанием" о плане похищения, заказанного Кульковым. Общественности происшествие представляют так, как будто Х замучила совесть. Далее все идет, как по накатанной колее — возбуждается уголовное дело.

Федора Маспанова на некоторое время скрывают от общественности, дабы Кульков подумал, что план сработал и Маспанов действительно похищен. По забавному стечению обстоятельств новость о таинственном исчезновении Маспанова попадает только в прокремлевское информационное агентство "Регнум", что также является достойным внимания фактом. Это говорит о том, что кто-то не хотел, чтобы новость просочилась в эстонскую прессу. Разумеется, тогда бы все СМИ растиражировали информацию об исчезновении члена горсобрания и журналиста Маспанова, но этого полиции не хотелось. Это показывает, что т.н. официальное доказательство "похищения" Маспанова, а также того, что "у Кулькова все под контролем и Кудина остается у власти", нужно было предоставить именно российским друзьям Кулькова.

Разумеется, ход событий Маспанову преподносят именно в таком свете, как надо, как предписывает сценарий. Это означает, что Маспанов искренне напуган и опасается за свою жизнь. Да еще и неизвестные поджигают в сентябре его дом.

Далее следует судебный процесс и "кремлевский эмиссар", по крайней мере, на время "снят с дистанции". Каждый последующий неверный шаг может закончиться для него реальным заключением.

Таким образом государство продемонстрировало, что прокремлевских деятелей, если хорошенько захотеть, можно и прищучить.

P.S.: Попытки дозвониться до Геннадия Кулькова не принесли результата. Однако один из членов горсобрания сообщил, что видел бывшего мэра разъезжающим по Муствеэ на автомобиле.

Поделиться
Комментарии