Наш разговор с Валерием Таракановым, жителем поселка Румму, состоялся по всем канонам шпионского романа. Для начала обговорили день и час звонка. В указанное время Валерий должен был выйти из квартиры, отойти на 500-700 метров от дома и ждать звонка. Но говорили мы не о государственных тайнах и не о деятельности шпионов на территории Эстонии.

Речь шла о проблемах, которые возникли практически у всех жителей поселка после того, как Министерство юстиции принялось реализовывать проект установки системы заглушки сигнала GSM. Уже несколько месяцев руммусцы вынуждены отмерять те самые 500-700 метров от собственных домов, чтобы позвонить знакомым по телефону. При этом обычные люди и не подозревают, какой скандал государственного масштаба разворачивается вокруг самой системы и ее установки.

Начать проект установки системы "глушилок" власти заставили сразу два обстоятельства. Во-первых, заключенные принялись звонить по ночам с зоны. Это запрещено законом, может быть небезопасно для остающихся на свободе свидетелей, а также даёт возможность совершать новые преступления даже в момент отсидки. Во-вторых, в мире появились системы глушилок, которыми вовсю пользуются прогрессивные страны.

Поскольку тюрьмами Эстонии руководит непосредственно Министерство юстиции, именно оно и занялось поиском партнера, который обеспечил бы хотя бы одно пенитенциарное учреждение системой глушилок. Как рассказал нам директор латвийской фирмы Nameks Ltd. Андрис Григилис, помимо его предприятия в конкурсе приняла участие еще какая-то бельгийская фирма.

В финансовом плане предложение латышей оказалось более привлекательным. "Мы получили письмо из вашего министерства, где нам сообщалось, что у нас есть все шансы выиграть этот конкурс, правда, нужно было организовать поездку представителя Минюста в Израиль", — пояснил Григилис.

Дело в том, что латыши предложили два варианта оборудования. Российское, которое, по мнению Григилиса, дало бы более хороший результат, поскольку позволило бы глушить сигнал мобильной связи точечно, в конкретных помещениях и на конкретных территориях тюрьмы. И израильское — покрывающее территории более широко. Почему выбрали второй, история умалчивает. Впрочем, "любовью" к России Эстония уже отметилась.

В результате наш чиновник был доставлен в одну из израильских тюрем, где ему наглядно продемонстрировали возможности тамошней системы глушилок. В 2006 году Nameks был признан победителем конкурса, был подписан договор и выделены 2,3 миллиона эстонских крон на установку, инсталляцию и запуск в работу системы глушилок.

По словам Григилиса, поначалу все шло просто превосходно. "У нас был отличный контакт с министерством и всяческое содействие администрации тюрьмы. В оговоренные сроки система была установлена. И тут начались проблемы", — рассказал латвийский предприниматель.

Григилис пояснил, что заказчик был недоволен тем, что глушилки покрывают только 60-75 процентов территории тюрьмы. Латыши повторно перебросили сети, провели полную инсталляцию системы и добились определенных успехов. Однако места, куда действие глушилок не добиралось, оставались, а потому Nameks, как уверяет Григилис, предложили добавить мощности. "Мы объяснили, что делать этого нельзя, во-первых, потому, что без связи останется не только тюрьма, но и поселок рядом, а во-вторых, возникнет угроза для здоровья работников и обитателей тюрьмы и, конечно же, местных жителей", — пояснил латвийский предприниматель.

Латыши предложили оставить всё как есть. Исследования показали, что после установки системы количество звонков с зоны, а ночью их число достигало 300, резко сократилось. А для лучшего результата предприниматели подкинули идею почаще проводить обыски на территории, чтобы изымать каким-то образом попадающие в тюрьму телефоны. "Наша фирма создана бывшими работниками системы МВД и Министерства юстиции, а потому мы знаем, о чем говорим", — заверил Григилис.

Однако с этого момента, как уверяет представитель Nameks, начались проблемы со взаимопониманием. Прибывшие на работу сотрудники фирмы, с удивлением обнаружили, что приборы системы демонтированы. По словам Григилиса, им объяснили, что аппаратура направлена в эстонскую фирму Rantelon для тестирования. "Приборы мы нашли. Тамошние специалисты заверили, что аппаратура хорошая и с ней можно работать. Правда, ее не хотели отдавать до тех пор, пока мы не оплатим счет за проделанную работу. Деньги небольшие, долларов 300, но, тем не менее. Но самое главное, поскольку аппаратуру вскрывали, мы лишились гарантийного ремонта", — пояснил Григилис.

Потом из эстонских газет латыши узнали, что наше министерство готовится разорвать договор и выставить Nameks штраф. "Мы связались с представителем министерства, но тот сказал, нечего слушать, что говорят журналисты, работа продолжается", — рассказал предприниматель.

А после и в самом деле случилось то, что "нагадали" представители прессы. Фирма Nameks была исключена из списков партнеров, аппаратура осталась в Эстонии, а самим предпринимателям выставили штраф. "И знаете, сумма этого штрафа удивительным образом до сента совпала с той, которую на тот момент нам была должна эстонская сторона за работу и аппаратуру. Мы были в шоке. Такого поворота от государственной структуры мы просто не ожидали", — сказал Григилис.

Латыши написали заявление в эстонскую прокуратуру, но об отказе в возбуждении уголовного дела также узнали из прессы. "Теперь наши юристы готовят документы для подачи в суд. Только не в эстонский, а международный", — сказал директор Nameks.

Минюст имеет, что сказать

Министерство юстиции Эстонии видит эту историю иначе. Как сообщил пресс-секретарь министерства Март Сийливаск, утверждения Nameks просто лживы. И причина представления подобной информации, как считает Минюст, заключается в том, что фирме были выставлены штрафные требования. "Установленная Nameks система не блокировала мобильные разговоры, и поэтому не было никакой возможности принять такую систему и заплатить за это фирме", — сказал Сийливаск.

По утверждению представителя министерства, Nameks не требовал ни денег, ни возвращения системы и приборов. "Нам был направлен только один счет за проделанные электроработы. За станции и всю систему счета нам так и не были выставлены. Позже мы направили им письмо, где указали, что они могут забрать свои приборы", — уверяет пресс-секретарь.

Он уточнил, что после расторжения договора с Nameks, новый договор был заключен с государственным предприятием E-Arsenal, собственником которого является Министерство обороны. Аппаратура латышей была демонтирована, и сейчас в тюрьме стоят приборы эстонского предприятия. А еще Минюст заверил, что аппаратуру Nameks отправляли на тестирование в фирму Randeron, именно по просьбе и за счет латышей, а потому наши чиновники удивлены утверждениями представителей бывших партнеров, что им не было известно о демонтаже и разборке приборов.

Здоровье под угрозой

В результате жители поселка Румму остались без связи и не исключено, что их здоровье подвергается опасности, поскольку госфирма E-Arsenal, судя по всему, удовлетворила требования Министерства юстиции и увеличила мощность системы.

"Я думаю, что именно так и произошло. Не уверен, что вы получите поселок мутантов, но определенные проблемы со здоровьем у людей, находящихся под воздействием глушилок, могут быть", — считает Григилис.

По информации же Сийливаска, система прерывания мобильной связи работает точно по тем же принципам и с той же силой, что и приборы операторов мобильной связи, а потому она неопасна для здоровья людей. "По этому поводу имеется и протокол, составленный Департаментом здравоохранения в 2007 году", — сказал он.

Впрочем, представитель министерства не стал скрывать, что замеры проводили на тестировании приборов Nameks, которые уже заменены другой аппаратурой. "Но рабочие принципы у них одинаковые", — парировал пресс-секретарь.

Elisa жалуется, Tele2 подстраивается

Угрозу для жителей несет и невозможность пользоваться телефонами. Случись что, для вызова полиции, спасателей или "скорой" придется бежать в чистое поле. Это затрата времени, которого в некоторых ситуациях просто нет.

По словам руководителя подразделения радиосетей фирмы-оператора Elisa Андруса Каарелсона, первоначальная система в работу не была запущена, а серьёзные проблемы со связью в посёлке Румму начались в январе, когда E-Arsenal начал тестирование системы. "Несмотря на то, что апробирование идёт уже больше месяца, у представителей фирмы до сих пор не получается наладить систему так, чтобы она не нарушала связь за пределами территории тюрьмы", — сказал Каарелсон.

Он уточнил, что, по данным замеров Elisa, из-за работы глушилок серьезно нарушена работа сети примерно на 2/3 территории поселка. Из-за этого Elisa направила жалобу в Департамент технического надзора (бывший Департамент связи).

По словам Каарелсона, в ближайшее время специалистами этого ведомства в Румму будут произведены новые замеры, после чего будет принято решение в части использования системы глушилок Министерством юстиции. "Закон позволяет министерству использовать системы перекрытия распространения сети GSM, но закон, равно как и Департамент технического надзора, не позволяет нарушать связь за пределами территории тюрьмы", — пояснил представитель Elisa.

Представитель Tele2, директор по развитию Кристьян Сеэма, добавил, что E-Arsenal неоднократно обещал переделать свои приборы так, чтобы они не нарушали работу связи за пределами территории тюрьмы. "К сожалению, это не сделано до сих пор", — посетовал он.

Сеэма уверил, что теперь Tele2 пытается решить проблему самостоятельно. В ближайшее время оператор мобильной связи перенесет свою подстанцию на новое место в Румму, а также добавит в подстанцию дополнительные секторы и дополнительную мощность. "Надеемся, что работы будут закончены к началу апреля", — заверил представитель Tele2.

Поделиться
Комментарии