Палата национальных меньшинств Эстонии провела свой II конгресс, на котором выразила свое явное неодобрение проводимой в Эстонии национальной политике. Особое беспокойство нацменьшинств вызывает школьная реформа. Не случайно, помимо общей резолюции о положении нацменьшинств в Эстонии, на конгрессе был принят и специальный меморандум, касающийся политики в сфере образования.

На конгресс были приглашены советник министерства культуры Мадис Ярв и вице-мэр Таллина Яна Тоом. Выступление вице-мэра и было посвящено, в основном, проблемам образования. Мнение Тоом по поводу идущей реформы и перевода русских школ на эстонский язык обучения не отличается оптимизмом. Она привела красноречивый пример исследования ученых Тартуского университета (проведенного по заказу Минобразования). Ученые делают вывод: реформа в нынешнем виде вредна, и переход на эстонский язык нужно приостановить.

По сведениям Тоом, Языковая инспекция в ближайшее время намерена продолжить "отстрел" 250-300 учителей русских школ, обвиняя их в недостаточном знании госязыка. Вице-мэр обещала, что городские власти будут пытаться защитить учителей, посылая своих представителей на рандеву с участием языковых инспекторов. Но Тоом предупредила, что правящая коалиция готовится провести в Рийгикогу новый вариант Закона о языке, который может исключить и такие возможности защиты.

Мадис Ярв в своем выступлении убеждал делегатов конгресса, что его министерство ассимиляторскими наклонностями не страдает. При этом признал, что у национальных меньшинств есть причины проявлять недовольство. Однако сразу плавно перевел стрелку на самих русскоязычных жителей, которые в последнее время повадились, например, отдавать детей в эстонские детские сады, что советник Минобразования считает в корне неправильным.

Председатель Палаты нацменьшинств Рафик Григорян не стал играть в дипломатию. Он заявил, что за два года, которые прошли со времени I конгресса нац­меньшинств, ничего в лучшую сторону не изменилось. По его словам, власти пытаются превратить неэстонское население в "экзотических животных", которых по праздникам выводят на показ, а потом вновь загоняют в стойло.

Григорян напомнил общеизвестные цифры, которые, однако, ничуть не смущают политиков, говорящих об отсутствии дискриминации в Эстонии: уровень высшего образования среди неэстонской молодежи почти в два раза ниже, чем среди их эстонских сверстников, 80% безработных составляют неэстонцы, а их семейный доход почти на треть меньше, чем в эстонских семьях. Процесс маргинализации русскоязычного населения идет семимильными шагами.

Член правления Палаты нац­меньшинств Лейви Шер подверг жесткой критике все программы интеграции, которые до сих пор были приняты властями Эстонии. В них постоянно подменяются понятия: под прикрытием официально задекларированной интеграции идет чистой воды ассимиляция. Причем в последней государственной программе термин был изменен: теперь вместо набившей оскомину "интеграции" ее называют программой "переплетения". Но суть при этом осталась все та же.

Очередной конгресс Палаты нацменьшинств показал, что никаких положительных сдвигов в национальной политике не произошло. Конфликты просто искусственно заморожены. "Переплетение" все больше напоминает "Камасутру" — никто уже толком не поймет, где чьи ноги-руки и откуда они растут. Впрочем некоторые из выступавших на конгрессе прямо заявили, что вся возня вокруг интеграционных программ ведется с одной вполне понятной целью: "распил" соответствующих фондов Евросоюза сплоченной группой конкретных товарищей.

Поделиться
Комментарии