Напомним, Назарова выставила на странице училища в Facebook предвыборный плакат, в котором обещает сделать образование на русском языке, давать гражданство в упрощенном порядке людям, которые жили в Эстонии до 1991 года, и развивать отношения с Россией.

Соцдем и министр образования Евгений Осиновский и председатель Социал-демократической партии Свен Миксер обсудили рекламу Назаровой. Миксер сказал, что обещания Назаровой не являются обещаниями партии, они не согласованы с партией и за ними стоит лишь желание кандидата привлечь к себе внимание. Осиновский, в свою очередь, осудил распространение политической пропаганды в учебных учреждениях и сообщил, что потребовал удалить рекламу. Кроме того, содержание рекламы вводит в заблуждение и речь не идет об обещаниях Социал-демократической партии.

Бывший министр образования Яак Аавиксоо (IRL) в свете предвыборной рекламы директора Силламяэского профессионального училища Инны Назаровой поставил под сомнение намерения соцдемов защищать эстонский язык как единственный в Эстонии государственный язык.

Партия молчит

"Прежде всего, хочу обратить внимание, что у возникшего предвыборного скандала — два повода. Один связан с тем, что мой предвыборный плакат был доступен на странице возглавляемого мною учебного заведения в Facebook. Второй — собственно с содержанием этого плаката", — прокоммертировала Назарова.

"Признаю, что доступность предвыборного плаката через сайт нашего училища была ошибочным с моей стороны шагом. Ошибка состояла в том, что интернет-ресурс учебного заведения, решающий совершенно другие задачи, по моему недосмотру оказался вовлечен в политику. Это недопустимо, и эта ошибка исправлена. Могу дополнительно отметить только тот момент, что данный плакат все-таки находился не на самом сайте, увидеть плакат можно было, лишь открыв одну из ссылок", — добавила она.

Назаровава сказала Delfi, что ни в субботу, ни в первой половине дня в воскресенье однопартийцы с ней не общались и объяснений не просили. Она предположила, что товарищи по партии просто не смогли или не успели с ней связаться.

Она согласилась с тем, что комментарии Осиновского и Миксера относительно ее рекламы можно назвать резкими, но при этом предположила, что журналисты могли застать однопартийцев врасплох и те не поняли, что конкретно она имела в виду под своими обещаниями. Назарова планирует направить однопартийцам свои разъяснения.

"Не буду долго комментировать обоснованность возмущения тем, что надо ”сделать образование на русском языке”, — его, в конце концов, ”делать” не надо, оно и так есть. Меня волнует не ”изготовление” этого образования, а его сохранение. Сохранение в школе и в профессионально-технических училищах, в одном из которых я работаю более 30 лет", — считает Назарова.

В поддержку Осиновского

По ее мнению, учебные заведения должны бы получить больше свободы в выборе языка преподавания предметов государственной программы: если русская школа хочет вести на эстонском хоть сто процентов уроков — пожалуйста, если считает, что основные предметы должны преподаваться русским учащимся на родном языке, — тоже пожалуйста, но тогда надо найти другие возможности обеспечить преподавание эстонского. "Главное — результат, т.е. и в том, и в другом случае выпускники должны сдать экзамен по эстонскому на определенный уровень и иметь отличные знания по другим предметам. Применительно к профессионально-техническим школам Ида-Вирумаа стоящая перед нами перспектива ”обязаловки” в преподавании на эстонском просто опасна: не понимая всех нюансов спецтехнологии на неродном языке, студент станет не мастером своего дела, а недоучкой. Экономике такое ”пополнение” только навредит. Об этом я начала говорить не сегодня, а не раз обращала на это внимание высоких чиновников в прошлые годы".

Назарова подчеркнула, что подерживает Осиновского в его желании дать школам в этом вопросе большую свободу выбора.

В последние месяцы критики соцдемов много говорят о том, что политики от СДПЭ обещают русской аудитории одно, а эстонской — другое. Назарова сказала, что так не считает и не видит в словах однопартийцев желания солгать или ввести кого-либо в заблуждение.

Она заверила, что от своих взглядов и обещаний не отказывается.

"Насчет гражданства в упрощенном порядке. На самом деле, мое горячее желание — чтобы максимально были облегчены условия получения гражданства для постоянных жителей Эстонии, которые живут тут со времени до 1991 года. Фактически, это преимущественно люди старшего поколения", — сказала она, отметив, что этот вопрос для жителей региона крайне актуален.

"И еще большинство идавирусцев с искренней тревогой смотрят на ухудшение отношений Эстонии с Россией. Конечно, очень хотелось бы потепления на политическом уровне, но пока там царят иные настроения, нужно хотя бы, по возможности, не терять и развивать отношения с восточным соседом на других уровнях — культуры, образования, экономики, ”народной дипломатии”. Об этом и говорил мой плакат. За это я стояла и стою, потому что если друзей или соседей в многоквартирном доме можно выбрать, то соседей по географической карте — нет. Мои предвыборные лозунги появились не из желания ”чего-нибудь красивое придумать”. Их каждодневно подсказывает наша жизнь в Ида-Вирумаа: дела в экономике, образовании, демографии, настроениях людей. В социал-демократах я вижу потенциал для того, чтобы решать эти вопросы главного промышленного региона страны".

"Политик Яак Аавиксоо, комментируя ”по горячим следам” ситуацию вокруг моего плаката, договорился до того, что поставил меня в один смысловой ряд с войной на Украине. Мол, не есть ли требование Назаровой провокация, чтобы разжечь конфликт и здесь? Я — мама и бабушка, у меня в Эстонии живут уже внуки, я представитель одной из самых мирных профессий — учитель и, в то же время, тесно связана с обеспечением нужд эстонской экономики в кадрах. Уже этого достаточно, чтобы не бегать со спичками вокруг бензина и не подвергать риску ни жизнь своих близких, ни жизнь господина Аавиксоо. Спите спокойно!" — обратилась она к конкуренту в предвыборной борьбе.

Поделиться
Комментарии