- Татьяна Борисовна, раньше одно название — "институт Сербского" — приводило в трепет, а вашими клиентами-знаменитостями были диссиденты. Какой сегодня контингент?

- Диссидентов нет давным-давно. Все на улицах, но их теперь не замечают. Нет статей в Уголовном кодексе, нет и экспертиз. Теперь наш контингент — бандиты, мошенники, грабители, убийцы… Больше половины подэкспертных совершили по несколько убийств, еще — маньяки. У нас очень серьезные лаборатории, стационарные исследования, в динамике, длятся 28 дней, а амбулаторная экспертиза коротка — привозят утром, увозят вечером. Такую экспертизу проходил Салман Радуев, знаменитость. Боялись, что его либо выкрадут, либо убьют на нашей территории. За день его осмотрели психологи, невролог, терапевты. Сделали рентгеновский снимок головы и в лицевой части черепа обнаружили скобки после операции. О нем все говорили — сумасшедшим. Но его мышление просто поразило наших психиатров четкостью и логичностью. И все у него было по-житейски расписано на месяцы вперед. Ни малейших сомнений — психически здоров. Не раз привозили Властелину, торговавшую автомобилями. Разодетую, самоуверенную. Достаточно сильная личность. Дважды проходила экспертизу Тамара Рохлина, обвинявшаяся в убийстве мужа-генерала. Тоже признали вменяемой. А вот у полковника Буданова, обвиненного в убийстве чеченской девушки, мы считаем, в момент совершения правонарушения были психические расстройства. Но суд из нескольких экспертных заключений выбрал то, где его признали здоровым. Не в медицине дело, в политической возне. Мы же остались при своем мнении. Экспертизу у нас проходят практически все, кто на слуху, и большинство — здоровы.

- Вы наблюдали психику страны после распада СССР как крупнейший психиатр и как министр здравоохранения. Как мы сходили с ума, какими темпами, масштабами и как выглядим сегодня?

- Да, 15 лет глобальных изменений. Менялась политика, ценности, рушилась экономика. Действительно, на мощный социальный стресс среагировало все население. Прирост психических расстройств составил примерно 60 процентов. Число тяжелых психических расстройств — шизофрения, психозы, слабоумие почти не менялось. Шел рост депрессий, невротических расстройств, расстройств личности, всего, что связано со стрессом. Безработица, угроза потери работы, начало заболевания и невозможность добыть деньги на лечение, столкновение с платным образованием. Как следствие, серьезные последствия для психики. В последние три года наметилась стабилизация. Нет, прежних темпов прироста. В прошлом году в психиатрические учреждения обратилось 5,2 % населения — более 7 миллионов, но это значительно меньше, чем истинная потребность и меньше, чем в других развитых странах.

- Так может, денег нет? Или боятся клейма на всю жизнь?

- Постановки на учет сегодня нет в принципе. При обращении заводится амбулаторная карта. Даже под чужой фамилией, для галочки. Статистика нужна для расчетов. Сколько надо врачей, медикаментов, клиник и т.д. И лишь в одном случае человек помимо воли останется под наблюдением, если совершил правонарушение, признан психически больным и освобожден от суда. Наша психиатрия на 90 процентов бесплатна. У таких людей, как правило, нет возможности платить. Кто-то в связи с психическим расстройством потерял работу, перешел на инвалидность — в семье денег нет. Богатый, став игроком, разорился, алкоголик все пропил. И тогда они появляются у нас. Исключение психоанализ. Тонкая, сложная длительная работа с конкретным человеком. Проблемы в отношениях между мужчиной и женщиной. Или страхи. Скажем, после испуга в детстве страх возродился в результате стресса спустя десятилетия. Психоаналитик, раскрутив причину вспять, постепенно убирает изъян в психике, снимает комплекс и человек живет полноценно. Вот эта часть психиатрии может быть платной. Должны быть параллельные частные службы. И выбор.

- Вернемся к массовому стрессу. Наше общество по-прежнему психически подавлено?

- Уже не подавлено. Сейчас другой этап. Значительная часть россиян уже находит себя в новых реалиях. Отдельный индивидуум все более активен, учится, получает профессию, выходит в новые сферы, стремится зарабатывать. Не только настроение, глаза у людей другие. Особенно в провинции, Я полстраны объехала в последние четыре года. Прежде было сплошное упадничество или диффузная агрессия, когда человек считает, что все вокруг виноваты. Сегодня даже агрессивность локальна и конкретна. Вспомним монетизацию льгот. Власть, мягко говоря, сработала топорно. И народ показал, что жив и еще способен показать, насколько жив. Меня это радует, а беспокоит другое. Под разговоры о малом и среднем бизнесе он так и варится в собственном соку. Налоги, криминал, крышевание… Милиции надо на что-то жить, пожарным, санэпиднадзору… Маховик раскручен мощно. После неудачных попыток в частном бизнесе, пошел откат людей назад в госучреждения. Сломаны судьбы, потеряна вера в себя. Не поддержим уже подросшее поколение, его неверие больно ударит по развитию страны.

- За окнами август. А значит и сезонные обострения. С чем они связаны? С Луной?

- Нет, не с Луной, с природой в целом. В осенне-весеннюю сезонность обостряются не только шизофрения или депрессии, но и ревматизм, язвенная болезнь и т.д. А с Луной связаны ежемесячные изменения у женщин. Кстати, цикличность у мужчин пока не изучена наукой. Весь человек состоит из циклов. В пять вечера один, в пять утра совсем другой. Температура, давление, чувствительность кожи, прочее. Известны далеко не все циклы. И медицина к человеку подходит усреднено. Температура 36,6 градусов, хотя есть норма и в 37. Или пульс 72-76 ударов, но есть люди, у которых он всю жизнь 90. Поэтому за самочувствием надо наблюдать постоянно, чтобы знать свои нормы и ритмы. Чем ближе к природе, тем легче выжить. Кроме того, во избежание ошибок в лечении, сообщать о них врачу.

- Как реагировать на нашу суровую действительность, чтобы не свихнуться? Если, например, сосед опасен для жизни, этот страх преодолим?

- Лечить такой страх сложно, поскольку это глубоко травмирующий и постоянный фактор. Угроза не мнимая, реальная. Лучше поменять квартиру. Но разбирать свои ситуации важно, причем по двум направлениям: на что ты можешь повлиять, а на что нет. Смерть близкого, потерю любимого, друга эмоционально перерабатывать бесполезно. Если на что-то можешь повлиять, ищи выход. Доверься другу, родителям, абсолютно чужому человеку, но желательно психологу. Любой проходит через массу стрессов. Когда страхи и тревоги в норме — это защитный механизм, если зашкаливают — психические расстройства разрушают жизнь. Тогда надо лечиться. Есть давно отработанные и традиционные приемы, в том числе в религиях. Если умер близкий, в православии существует успокоительная формула: "Бог дал, Бог взял". Прими, смирись, жизнь должна продолжиться. Или плакальщицы в мусульманстве. Из двух форм депрессии — слезливой и сухой, сухая страшнее. Нарушаются ритмы, иначе работает сердце, скачет давление, обменные процессы замедляются настолько, что можно погибнуть. Для психической разрядки человека надо заставить заплакать.

- В отсутствие парткомов, месткомов и комсомола мы получили эпидемию наркомании, а теперь еще и игроманию…

- Парткому тут ни при чем. Склонность к патологическим влечениям у человека либо есть, либо нет. Возьмем алкоголизм. Один пьет по литру в день и никакой зависимости, другой от ста граммов спивается и деградирует. То же самое с играми. Втянувшись, человек опускается на дно, выбрасывается обществом и единственный путь — лечиться. Вариантов нет. Восстановить сломленную волю и собственное "я" может только психотерапевт по специальным методикам. Есть бесплатное лечение в государственных психоневрологических диспансерах, но в пределах установленных стандартов.

- Вернемся к маньякам, бандитам и мошенникам. Как их распознать и как защищаться?

- У нас перебывало множество мошенников. Артистичны, по-своему красивы. Когда и нам "вешают на уши лапшу", думаешь, да-а-а, этот будет процветать всегда. Приемов множество, рассчитывают на эмоциональность и специфику мышления. Умеют использовать слабости людей. На моих глазах пять россиян стали жертвами мошенника в Париже. Рассыпался на ломаном русском — я учился в России, дед родился, и каждому вручил пакет с "искусственной" дубленкой. Наши и расцвели. А когда посетовал, не хватает 500 долларов на билет за новой партией товара, помялись, но по сотне выложили. Ушли "оплеванные", понимая, что обмануты. Можно себя обезопасить, если не верить в "скатерть самобранку", то есть, не рассчитывать на легкие деньги. На эту удочку и попадаемся. Другой поразительный пример. В Вене к нашим двум сотрудницам прокуратуры подошли двое в полицейской форме, сказали, по оперативной сводке здесь похожие на них женщины распространяют наркотики и попросили открыть сумки. Работая в прокуратуре, они должны бы знать, что никто не вправе проверять сумку посреди дороги. Открыли. И лишь когда "полицейские", не найдя наркотиков, их отпустили, женщины опомнились, но денег в сумках уже не было. На всем ловят! На испуге, на доверии, на незнании законов… Случится это может в любой стране, не только в России.

А маньяки выходят на охоту в сумерках, в ранние и поздние часы. Действуют в лесопосадках, возле железной дороги, в местах, где легко уйти незамеченным. Нападают сзади. Поэтому женщинам лучше не ходить в одиночку, а если идете, смотреть, что происходит вокруг, с кем садитесь в лифт. Настороженность должна быть к обычным людям. Учитывать важнейший момент — это внешне малозаметные, нейтральные личности с невыраженными мужскими чертами. Чаще высокие и худощавые, а не громилы с мощной челюстью и бандитскими ухватками. Абсолютно такие, как все. Работают обычно в детских учреждениях, школах или близко к этому на "женских" должностях. Не пьют. В подавляющем большинстве есть семья, дети и изолированное положение. Ушел на работу, пришел, близкие мало знают, чем он занят. Бандиты грабят, убивают, насилуют. Объектом может стать любой, причем днем и ночью. Но случайные люди страдают реже. Знают, к кому им идти, ищут целенаправленно и времени зря не теряют. Есть много способов самозащиты, в том числе охранные средства. Наша страна, вступив на путь капитализма, получила и весь негатив системы. Это надо понимать и защищать себя всеми способами.

- После всего сказанного, как с оптимизмом смотреть на жизнь?

- Совет простой. Надо заранее знать, идеальных людей нет, но в каждом есть положительные качества. Постарайтесь найти в человеке лучшее и развернуть это лучшее к себе. Если этого не сделать, он повернется худшими качествами. А эти худшие тоже есть у каждого. Выбирайте.

Поделиться
Комментарии