Прокремлевское молодежное движение "Наши" имеет в Эстонии дурную репутацию. Соответственно, и организованный этим движением пять лет назад лагерь на Селигере тоже. И словно в подтверждение кто-то организовал в последний день скандальную инсталляцию: на ней были изображены насаженные на кол головы известных деятелей, в том числе эстонских, в фуражках с фашистской символикой.

Скандал усугубляется тем, что теперь организатором лагеря является государство в лице Федерального агентства по делам молодежи и Министерства спорта, туризма и молодежной политики.

"Эта акция отвратительна, — говорит Михаил Кылварт. — Крайне неприятно, что произошло это там, где ранее впервые была организована международная смена".

Однако, по его мнению, этот инцидент не отменяет общего позитивного впечатления от пребывания в лагере.

Всего от Эстонии в международной смене побывали три делегации общей численностью 50 человек.

Среди них были и эстонцы. Одну из делегаций, например, составили восемь молодых людей от Партии "зеленых". По словам Михаила, в его группу вошли общественные деятели, предприниматели, творческие люди, муниципальные чиновники…

"Народ в лагере был со всех концов света,— поделился впечатлениями Михаил. — Возраст участников лагеря — от 18 до 35 лет".

Название мероприятия — образовательный форум. Каждый мог выбрать одну из предлагавшихся программ: "Глобальная политика и Россия", "Бизнес и инновации", "Гражданское общество", "Окружающая среда", "Искусство и дизайн", "Медиа". Лекции и семинары проходили в первой половине дня, причем посещение занятий было обязательным.

Кылварт рассказал, что выбрал программу "Глобальная политика и Россия". Занятия проводили профессора таких вузов, как МГУ, МГИМО, а также иностранные — из Оксфорда, Нью-Йорка и т.д.

На семинарах возникали дискуссии по самым разным вопросам. "Поскольку в нашей программе было много ребят из исламских стран, немало времени уделили обсуждению взаимоотношений Востока и Запада", — заметил Михаил.

Еще один молодой человек из Таллина, Руслан Бадаш, далекий, как он признался, от политики, предпочел программу "Искусство и дизайн". Больше всего его интересовали темы, связанные с фотографией, особенно мастер-классы. Занятия проводили, кроме россиян, спецалисты из Швеции, Германии.

Во второй половине дня тоже скучать не приходилось: рыбалка и купание, катание на байдарках и яхтах по озеру, занятия на скалодроме, велопоходы, дискотеки — занятия на все вкусы. Не пустовали и несколько больших сцен.

Участники форума жили обычной лагерной жизнью: спали в палатках, еду готовили на костре. Поздними вечерами звучали песни под гитару.

В лагере — сухой закон

Словом, уверяет Михаил, общая атмосфера была очень приятной. В лагере даже предусмотрена возможность официально зарегистрировать брак, и несколько пар этим воспользовались. В целом, по наблюдениям Кылварта, все было организовано на высоком уровне, хотя некоторые недостатки он для себя отметил. К примеру, вызывало недоумение, что некоторые инструкторы, приставленные к группам, не владели английским, официальным рабочим языком международной смены.

"В Европе тоже проводятся схожие мероприятия в рамках молодежных обменов, но не секрет, что там они зачастую сводятся к пьянкам-гулянкам, — отметил Кылварт. — Лагерь на Селигере доказывает, что можно отлично проводить досуг и без спиртного".

Правда, по его словам, некоторые были недовольны установленным режимом: распитие алкогольных напитков запрещено полностью, курить — только у костра. А купить сигареты можно в одном месте — на финише 5-километровой утренней пробежки, обязательной для тех, кто не делает зарядку.

"Конечно, это не армия, некоторые отлынивали от зарядки и пробежки, и им ничего за это не было, но большинство с удовольствием распорядок соблюдали", — отметил Михаил.

Что касается движения "Наши", то, по заверению Кылварта, он этого слова там даже ни разу не слышал.

Правда, территорию украшали два огромных плаката с портретами Медведева и Путина, и это тоже, отметил Михаил, одобрили далеко не все. "При этом, однако, никто не вдалбливал, что политика Кремля — единственно правильная. Любое мнение могло быть высказано и могло стать предметом обсуждения", — заверил Кылварт.

"С удовольствием съездил бы еще раз, — добавил он. — И особо порекомендовал бы эстонцам".

Поделиться
Комментарии