Шутки — шутками

Дело было в Брюсселе, на полуофициальной встрече с представителями одной из отечественных партий. Разговор шел на политические и околополитические темы, когда молодой партиец не эстонской национальности громогласно заявил, что намерен стать следующим президентом Эстонии. Затем, слегка подумав, отодвинул срок своего триумфа на десять лет, уступив место сидевшей рядом с ним женщине — более опытному и известному соратнику по партии. Все посмеялись хорошей шутке. Однако может ли женщина или гражданин не эстонской национальности когда-либо возглавить государство?

Политолог Тоомас Алаталу считает, что чем больше людей выбирает, тем меньше шансов у женщины стать президентом Эстонии. Пока решение остается за избирательным собранием, вполне вероятно, что партии могут договориться по отдельно взятой кандидатуре. Но все же, какими бы амбициями и достоинствами ни обладали женщины, президентских регалий им придется ждать еще как минимум лет пятнадцать.

А вот гражданин некоренной национальности имеет все шансы стать президентом Эстонии. "Эри Клас вполне мог бы, но он не политик", — Алаталу считает, что эстонцы — достаточно лояльная нация, о чем свидетельствует и то, что тот факт, что два президента — Леннарт Мери и Арнольд Рюйтель — исповедуют не лютеранство — традиционную для титульной нации религию.

Пока "радуга" только над Сауна

"Пока в Эстонии запрещены гомосексуальные браки, возможности женщин не ограничены, — говорит парламентарий от Центристской партии Владимир Вельман. — Дайте мне женщину, и я сделаю ее президентом!"

К сожалению, подходящего материала среди потенциальных претенденток отыскать не удалось, но депутат полон оптимизма: "Иногда идеальный кандидат появляется в самый последний момент, и все понимают — вот он, то есть она".

Зато в реальные шансы инородца на пост президента Вельман не верит. "Наше общество еще не созрело, впрочем, и фигуры такого масштаба в стране нет. Кандидат-неэстонец должен быть эстонцем вдвойне, чтобы его приняло эстонское общество".

Лидер партии Исамаалийт Тынис Лукас считает, что поднятая нами проблема надуманная. Дело ведь не в национальности или половой принадлежности — был бы человек способен хорошо представлять Эстонию на международной арене. А для женщины, по его мнению, важно и внешнее очарование. Если и с этим все в порядке, — пожалуйста, хоть в 2006 году будет президентом. Правда, Лукас признался, что в списке отечественников таких кандидатур нет.

Мужчины предпочитают фантастику

"И не будет никогда", — почти пошутила представитель Народного союза Яна Кримпе. Мы живем в очень традиционном обществе, в котором служение государству — прерогатива мужчины, а женщине отводится роль его верной спутницы и продолжательницы рода. Соответственно и парламент не отличается доброжелательным отношением к исключениям, то есть женщинам-политикам.

"В этом мы сильно отстаем от Скандинавских стран и даже Латвии, которая может похвастаться своим президентом, женщиной умной, мужественной и способной на неординарные поступки. Потому и Рига более привлекательна для визитов различного рода высокопоставленных политиков. А у нас скучно", — говорит Кримпе.

Та же приверженность общества к традиционализму помешает стать президентом и не эстонцу. "Наш глава государства не обладает слишком большими полномочиями, но от него многое зависит. К тому же эта должность имеет важное символическое значение", — Кримпе считает, что сейчас трудно представить в роли президента даже зарубежного эстонца. Да в этом и нет необходимости.

Западник Леннарт Мери в президентах у нас уже был. После него выбрали своего, народного — отца семейства, спокойного и рассудительного. "Сейчас, когда мы в Евросоюзе, нужен новый яркий человек. Харизматический лидер, энергичный и экстравагантный — желательно женщина, — говорит Кримпе. — И я даже могу назвать пару имен, но входит ли это в их планы?"

Поделиться
Комментарии