Андрей Аршавин

"Мне осталась одна забава…"

Человек-театр. Не забуду, каким Андрей уходил с поля четвертьфинальной битвы Евро с Голландией — вывернутый наизнанку, и на лице гримаса муки мученической, сладостной. Он израсходовал себя в том матче, как, должно быть, никогда прежде в футбольной жизни. Это было лицо эпического героя, омытое высоким свершением. Дайте роль Аршавина после Голландии самому мощному актеру — не справится.

А потом была неопределенность с продажей. И приговор Адвоката: посиди на лавочке, пока не прояснишь, — в деле ты или ваньку валяешь. Но сменил-таки Адвокат строгость на милость. И вышел Аршавин в Химках. Пульнул по воротам — и попал. И исполнил партнерам комедию с ухмылками-ужимками: во, вишь ты, зашло на тоненького.

Он так и доигрывал чемпионат, развлекаясь — или грустя, но уже не напрягаясь. И, давая веселое-превеселое интервью — рот до ушей, пояснил: осталась одна забава — получать удовольствие. А вот если и зимой не снимут с зенитовской цепи — тогда станет грустно надолго. И тогда футболист Аршавин резко пойдет вниз. А хотелось бы еще приподняться над тем, что сумел раньше.

Поза? Прихоть? Не соглашусь. Вспомним, в сезоне-2007, когда не было ни финала Евро, ни еврокубкового плей-офф у "Зенита", Аршавин уходил в клубе все глубже в тень. Такая натура — требующая испытаний. И такой у нас чемпионат — отталкивающий взыскательных действующих лиц скудостью содержания.

Алан Дзагоев Приучил ЦСКА к сладкому

Он появился в цеэсковской основе в момент ступора: бразильцы кочевряжатся, игра монотонна и разрозненна, Газзаев замучился-устал. Вышел — мальчишка, такой, знаете, футбольный сладкоежка. Вроде как деликатно вопросик ввернул: ребятушки, а если мячик не гнать-толкать, а приласкать? А ты, друг Вагнер, чего бродишь грустный: а если я тебя вон туда разрезающим пасиком приглашу — не поведешься?

Потом мне довелось пару раз слушать спецов, внимательно следивших за армейским резервом. Ведь не выделяли они, оказывается, Дзагоева-то! Такая вот загадка. Парень появился в основе — и заиграл на наслаждении и на контрасте с пресыщенностью, тогда команду себе подчинившей.

И я с любопытством принялся наблюдать, как бывалые, стершиеся, такое чувство, от многолетнего штампованного употребления игроки ЦСКА один за другим заражались футбольным здоровьем, аппетитом, вкусовой разборчивостью. Даже те, к чьей неизменности мы привыкли бесповоротно, — Красич, Шемберас, Алдонин…

Когда-то, давно уже, вот так вышел за "Спартак" Дима Сычев. Тоже как мальчишка из футбольной сказки. И его тогда тоже не все загодя разглядели и оценили. И "Спартак" тогда по совпадению тоже играл квеленько.

Эта параллель не для выводов и не для прогноза дзагоевского будущего. Но дай-то Алану Бог долгой силы и, главное, негаснущего наслаждения.

Cергей Cемак

B вдруг он — нарасхват, и вдруг он — главный!

А если, Сергей Богданович, без лукавства? В прошлом сезоне, когда вы поигрывали за "Москву" в общем-то прилично, можно сказать, на приемлемом для себя уровне — в состоянии вы были себя вообразить в нынешнем статусе?

Вот уж отполировал сезон, так отполировал! Главная европейская улица волнуется — раз. Густые встречные потоки всех этих VIPов на австрийских и швейцарских полях — а Семак с капитанской повязкой сборной России, с важнейшей координаторской функцией и с ясной головой весь этот могучий круговорот вроде как разруливает. Преувеличил я? Ничуть. Капитана и мозговой центр третьей команды Европы нельзя не выделить в персону знаковую и в европейском масштабе.

Российская улица волнуется — два. Почти того же покроя тактический костюмчик ладно сидел на Семаке в "Рубине" — и оказался с золотыми блестками. Он органично и практически без спадов послужил связующим звеном в команде, только по ходу чемпионата складывавшейся.

Первым делом отдаю должное светлому семаковскому разуму, его гуттаперчевой тактической гибкости. Другого такого примера возвращения на первый план спустя годы, да еще в зрелые лета, навскидку в нашей практике и не вспомнишь. А вторым делом задумываешься. Сергея Богдановича не стали задерживать в ЦСКА четыре года назад, строя далеко идущие амбициозные планы. Так много ли выстроили по факту, если в 2008-м Семак обернулся игроком наиважнейшим, который был, без преувеличения, нарасхват?

Леонид Федун

И у VIPов бывает отчаяние…

Случалось ли вам беседовать с Леонидом Арнольдовичем Федуном о футболе? О, это была поэзия цифр и прицельный огонь безупречно логичных выкладок! По всему чувствовалось: сильный и успешный бизнесмен взял футбол в доскональную авторскую обработку.

И вдруг последовала тишина. И произнесено было только неловкое: "Я бы, конечно, встретился с болельщиками "Спартака", но сегодня мне им совсем нечего сказать…" И еще самые человеческие грустные слова: мол, и мои домашние со "Спартаком" допекли, прямо некуда деваться.

Я думаю, это многозначительная примета минувшего чемпионата: самый, быть может, напористый в тяге к пониманию футбола владелец клуба освободился от иллюзии доступности предмета человеку стороннему. И передал ведение дел футбольному профессионалу. Только б не ошибся в менеджерских качествах Карпина — уж так рассчитывал главный спартаковец, что этот-то ход — беспроигрышный…

Александр Кержаков

Школа коммунизма

Сравните, как играют кровь и амбиции в Аршавине — и как подчеркнуто сдержан нынче его былой закадычный партнер Кержаков! Начиная сезон в "Динамо", Александр был похож на летчика, у которого отняли право летать. Совсем погасла прежняя искрометность, да и сложно было заверстать ее, нечаянную, импульсивную, обрывочную, в четкую динамовскую геометрию. И Кержаков начал потихоньку-помаленьку складывать другую свою игру. Подстраиваясь под тактические привычки партнеров, отвлекая на себя внимание соперников. И скромно твердил: "Да мой-то гол что, простенький — вот Семшов как отдал! А как Кокорин положил!"

Что-то все-таки с человеком произошло после того, как "Севилья", а за ней Хиддинк охладили его пыл. В зрелом уже возрасте игрок пробует свою игру перестроить. Эта редкая в нашей практике попытка заслуживает, я думаю, интереса. И мне хочется верить, что еще увидим — на новой ступени — фирменную кержаковскую искорку.

Миодраг Божович

"Графская усадьба"

Что за диво черногорское! С виду — светский интеллигент. С подвешенным языком — даже русским, и чувствует себя, похоже, своим в любой компании. Редкая птица в наших футбольных гнездовьях. Граф, на суровый Урал залетевший.

Он не делал подробных установок даже перед ЦСКА: "Что, мои разве не знают, не видели, как играют Вагнер с Жирковым?" Он и не подумал принять в расчет закоренелые комплексы российской футбольной глубинки — и его "Амкар" удерживал тактический баланс в большинстве своих матчей. И раздобыл на выездах больше очков, чем в Перми, стряхнув свою исторически сложившуюся гостевую застенчивость.

Случалось, "Амкар" Божовича играл незатейливо, неостро. Подолгу не мог забить. Но вот ломкости и покорности, характерных для маленьких команд, знающих свой шесток, у Перми в этом сезоне не было. "Амкар" потому создал своим четвертым местом новую реальность, что освоил новую ментальность. Получив прививку светскости от Божовича, Графа Монтенегро: "Не забиваем, и ладно. Жизнь продолжается, жизнь прекрасна. Открываемся дальше — направо-налево!"

Ян Коллер

Якорь для "Крыльев"

Леонид Слуцкий сделал чрезвычайно разумный "ход Коллером". В приобретении "Крыльями" футбольного аналога Николая Валуева я раскопал сразу два глубоких смысла. Во-первых, употреблением этой наисолиднейшей фактуры атака свежесобранной команды, так сказать, бросила якорь у чужих ворот, чтобы ее не сдувало волжскими и прочими ветрами. Во-вторых, последние отечественные находки на ниве импорта чаще всего вызывали законный вопрос: "А что в нем, собственно, нашли?" А на Коллера как раз глянешь — и нет такого вопроса. Предельно конкретное приобретение. Эдакая шпаргалка для тактических поисков Слуцкого: забудете, как играть — "грузите" на Коллера. В "Москве", команде, последовательно складывавшейся, тренер все-таки сдавал зачет. А в Самару приехал на экзамен — образовавшийся здесь кадровый водоворот грозил утянуть на дно. И Коллер пришел на выручку.

Сергей Юран "Смотрите, кто пришел!"

Таких боевых, таких задиристых тренерских дебютов премьер-лига давно не видела. Объективно, и в межсезонье с "Шинником", и подоспев на выручку "Химкам", Юран располагал обломками команды. Поэтому оценивать его тренерский потенциал пока затруднительно. Если по факту — Сергей Николаевич изловчился ни там, ни там свое резюме не испортить: "Шинник" вылетел уже без него, "Химки" так или иначе (так — или иначе?) в премьер-лиге удержались.

Но чего у молодого специалиста уже точно не отнять, так это дара саморекламы. Он неустанно твердил о своей приверженности футболу зрелищному, доставляющему удовольствие любым игрокам, с которыми его сведет судьба. Он гневно разоблачал судейский заговор против "Шинника". "Химкам" люди со свистками заметного вреда не причиняли, смотрелась команда на поле серенько — и тогда весь пыл темперамента Сергей Николаевич обратил на щедрое восхваление подчиненных ему игроков.

Словом, наш тренерский цех пополнился ярким пропагандистом самого себя. С порога громогласно заявившим: "Смотрите, кто пришел!". Такой, пусть дважды отставленный за один сезон, никому не даст забыть о своей кандидатуре. Как пел Высоцкий, "этот будет выступать на Салониках и детишков поучать в кинохрониках". Мне думается, тренер Юран не пропадет, как пропал или отодвинулся на задворки ряд его предшественников-дебютантов.

Борис Жиганов

Собственным примером, ценою личного мужества…

Гендиректор "Сатурна", по словам Гаджи Гаджиева, известил о своем намерении получить тренерскую лицензию категории Pro. Заметьте, оказавшись в одном и том же тупике, владелец "Спартака" и управляющий "Сатурна" двинулись в попытке его преодолеть в противоположные стороны. Хотя у меня создавалось почему-то впечатление, что господин Федун ближе подошел к овладению тренерской профессией.

Впрочем, у господина Жиганова угадывается нечто более трепетное — похоже, его охватила всепоглощающая страсть к таинственному тренерскому ремеслу. Подметьте, не успеет шеф "Сатурна" с удовольствием рассказать широкой общественности, насколько хорош новый нанятый им тренер и как выгодно он отличается от предыдущего, а уже, глядишь, подбирает следующего.

Что сказать? На редкость активно работает человек с интересующим его материалом, возможно, готовит диссертацию о разнообразных "средствах и методах". Вот только любопытно, кто в клубе оплачивает широкие исследования его гендиректора?

Чтобы снять эту двусмысленность, Борису Жиганову стоит все-таки получить желанную категорию Pro и самолично взять "Сатурн" в тренировочный оборот. Гендиректор сказал — гендиректор сделал. Так будет солидно, так будет правильно.

Финансовый кризис

На зов явился!

Конечно, этот номинант вовсе не персона. Но, строго говоря, персоной из плоти и крови не был у Пушкина и Командор, грозно молвивший: "Я на зов явился!" Как и герой пушкинской "Маленькой трагедии", футбол наш дерзко и с упорством, достойным лучшего применения, провоцировал приход некоего финансового ревизора. Не подкреплялись шальные траты умением профессионально вести футбольное дело. Перекормили заурядные игроцкие массы. И наработали премьер-лиге сомнительную репутацию халявы — заграница не даст соврать. Теперь ждем, какое от кризиса поступит, что называется, специальное предложение для российского футбола.

Поделиться
Комментарии