"При составлении госбюджета 2011 года мы исходили из двух главных целей: это улучшение экономической среды, а также социальные связи и чувство защищенности", — подчеркнул глава правительства. А министр финансов Юрген Лиги заявил, что может гордиться этим бюджетом.

Всем сестрам по серьгам

Дом Стенбока, остро критиковавший Таллин за спешку, которую тот проявил при принятии своего бюджета, сам расстарался, сверстав государственный документ быстро и без сколько-нибудь заметных конфликтов и претензий со стороны входящих в правительство министров, обычно горячо отстаивающих интересы своих ведомств. Правда, сверстанный проект — это, в отличие от столичного, еще не принятый бюджет, дебаты в парламенте впереди.

Быстроту и бесконфликтность составления госбюджета можно, видимо, объяснить как не прошедшим еще испугом от недавних крайне болезненных секвестров, так и тем обстоятельством, что правящая коалиция состоит теперь всего из двух идейно близких партий. Ведь в будущем году предстоят парламентские выборы, к которым все политические силы надавали своим избирателям достаточно обещаний, на выполнение которых нужны деньги. Ведущей и направляющей силе правящей коалиции, Партии реформ, дабы удовлетворить претензии соратников, пришлось уступать меньше, чем прежде, когда соратников было больше числом и разнообразнее притязаниями. Увеличение расходов на образование на 7,9% по сравнению с бюджетом 2010 года (что, само собой, можно только приветствовать) призвано удовлетворить начертавшую слово "образование" на своих знаменах и лозунгах IRL, и представляющий эту партию министр образования Тынис Лукас это чувство удовлетворенности уже высказал. Можно предположить, что это обстоятельство (а не только общенародный гнев) позволило ему на днях так легко отказаться от собственной же идеи "платного бесплатного высшего образования". Евро, ради которого мы год и два назад прокалывали все больше дырочек в ремнях, — это главный приоритет реформистов, и он уже буквально почти в кармане. Социальные расходы, несмотря на бесконечные жалобы на их недостаточность (но денег, особенно на эти цели, всегда мало), годами составляли львиную долю всех расходов — бюджет Минсоца на этот раз "откусывает" 30% всего госбюджета. На всех, в т.ч. и на оппозицию, явно рассчитано очень значительное повышение региональных дотаций, а восстановление выплат государства во вторую пенсионную ступень призвано вернуть чрезвычайно сильно пошатнувшееся народное доверие к правительству и правящей коалиции, и не выполнить этого обещания просто нельзя.

Двуногий бюджет

Все эти замечательные элементы "бюджета экономического роста" как раз и настораживают оппозицию. Социал-демократы, конечно, не были бы социал-демократами, если бы не предложили правительству особенно не раздувать щеки по поводу 30-процентной доли социальных расходов, потому что, как отметил глава парламентской фракции партии Эйки Нестор, социальные расходы нашей страны по отношению к ВВП вдвое меньше среднего показателя по ЕС, и меньше нас тратит на это только Латвия. "При наличии долговременной безработицы я ожидал даже от правого правительства больше помощи тем, кому тяжелее всех", — сказал Нестор. И добавил, что растут только расходы на родительскую зарплату. А это, как известно, любимейшее детище реформистов, которое они никому не позволяют трогать руками.

Но социал-демократы указали на еще одно очень серьезное обстоятельство. "Бюджет развития" 2011 года во многом строится на больших поступлениях из структурных фондов ЕС, которые значительно уменьшатся в 2013-2014 годах. И что делать тогда?

Впрочем, "тогда", как верит правительство, которое намерено, кстати, быть у власти и "тогда", Эстония выйдет из кризиса и будет уже в силах вернуться к консервативному сбалансированному госбюджету. Бюджет 2011 года сверстан с дефицитом, как и предыдущий. Но дефицит удалось свести к 1,6%, чем министр Лиги гордится особенно. Объем доходной части бюджета — около 90 млрд крон, а расходной — 94 млрд крон. Такой небольшой дефицит госбюджета в нынешних условиях свидетельствует о консервативности последнего, о необходимости которой власти не устают повторять. Они и не отрицают, что сверстанный правительством бюджет являет собой "бюджет экономического роста" только на одну ногу, а другой ногой он все еще в экономическом кризисе. Об этом наглядно свидетельствуют и замораживание административных расходов, в т.ч. затрат на чиновничьи зарплаты и рост чиновничьих рядов, и хоть и выросшие по сравнению с нынешним годом, но тем не менее не покрывающие всех потребностей инвестиционные расходы, да и сам, хоть и маленький, дефицит — при том, что лидер IRL Март Лаар предлагает законодательно утвердить позволительность лишь сбалансированного госбюджета.

Поделиться
Комментарии