Как в старые добрые времена

До поры до времени Андрей зарабатывал на жизнь автомобильным угоном. Совсем недавно он вышел на свободу, и возвращаться к прежнему ремеслу не намерен. Однако бывший автомобильный вор согласился рассказать "Вестям" о профессии угонщика.

Работала их группировка по схеме "угнал — продал обратно". Специализировались Андрей и его сообщники исключительно на неновых немецких машинах среднего класса.

"Так делают почти все профессионалы: угоняют определенные марки, изученные до последнего винтика, снабженные конкретными сигнализациями и противоугонными устройствами", — рассказал Андрей.

Преимущество немецких машин, по его словам, состоит в том, что их очень много. В случае, если такую машину не получалось "загнать" обратно, ее перепродавали на запчасти. Забегая вперед, скажем, что комиссар Пыхьяской префектуры полиции Тоомас Йервсон также определил немецкие машины как самые простые для угонщиков.


Шерлоки Холмсы с отмычкой

Как правило, вспоминает Андрей, имя владельца выяснялось еще до того, как машина была угнана. Использовали самый простой способ: выясняли через знакомых, у кого какие машины, отбирали кандидатов. Затем по справочнику пробивали номер телефона, чтоб связаться с хозяином и предложить выкупить автомобиль.

В 2000 году на смену этому методу пришел другой — более простой и эффективный. У угонщиков появилась краденая полицейская база данных по всем жителям Эстонии. Теперь достаточно было лишь ввести регистрационный номер машины, и компьютер сам выдавал все данные по владельцу.

Работа пошла как по маслу. Теперь номера телефонов выяснялись уже после угона и не нужно было долго и муторно собирать данные о владельце.


Народные методы и ловкость рук

По словам Андрея, на угон знакомого автомобиля с хорошо изученной противоугонной системой у него и его сообщников уходило не намного больше времени, чем у законного владельца этой же машины на то, чтоб ее завести. А серьезным подспорьем становилось то, что на окнах машины, как правило, приклеены этикетки, поясняющие, какая именно охранная система защищает автомобиль.

"Если вы думаете, что эта этикетка отпугнет угонщика, вы ошибаетесь — она только поможет, дав информацию, что нужно делать, чтоб без лишних проблем завести автомобиль", — смеется бывший угонщик.

На заре деятельности Андрея операция по угону, как правило, состояла из двух частей: подготовительной части и самого угона. Подготовительная часть заключалась в том, чтобы заставить хозяина самостоятельно выключить сигнализацию, имитировав ее поломку. Для этого нужно было несколько раз за ночь сделать так, чтоб она сработала. Применяли различные методы: раскачивали машину, швыряли камнями по колесам. Когда хозяин не выдерживал и отключал охранную систему, воры забирались в спящую машину и не спеша ее заводили.


Технологии компьютерного века

Эта методика занимала много времени и сил, а эффективность ее была довольно низка, поэтому вскоре команда Андрея переключилась на более рисковый, но и более быстрый способ. Суть его заключалась в том, чтоб вскрыть машину, не снимая ее с сигнализации, а потом максимально быстро отключить противоугонное устройство и ревущую сирену.

Приходилось действовать группой: один или два человека отключали противоугонку, еще один был готов завести машину и ехать по первому сигналу. Свежеугнанную машину всегда сопровождал "эскорт", куда угонщики могли пересесть в случае аварии или какого-то другого непредвиденного случая. Как правило, на то, чтоб увезти припаркованное авто, уходило не больше минуты, но, как признается Андрей, стоило это больших нервов.

Время шло, воры набивали руку. А через некоторое время после появления ворованной базы данных группа Андрея заполучила еще одно полезное ноу-хау: кодграбер. Теперь коды с радиобрелка перехватывались специальным устройством, которое воспроизводило их повторно для снятия машины с охраны.


Не желаете ли купить свою машину?

После угона автомобиля воры выжидали несколько дней, после чего связывались с хозяином и предлагали выкупить машину. Обычно называлась сумма в три–четыре раза меньше рыночной стоимости угнанного авто. Не забывали угонщики и о том, чтоб нагнать немного мистики, намекнув несчастному владельцу, что в полиции у них связи и обращаться туда бесполезно.

Иногда, правда, хозяин машины сам выходил на угонщиков через своих знакомых. Тогда цена выкупа снижалась.

"По нашим правилам, даже если хозяин угнанной машины имеет связи в теневых структурах, его друзья так просто не могут прийти и потребовать, чтоб мы вернули машину. В таких случаях мы просто договаривались о снижении цены. А они в свою очередь получали небольшой навар", — поделился с нами Андрей.


Скелеты в полицейских шкафах

На самом деле никаких связей в полиции у группы Андрея не было. Однако нас заинтересовало, насколько реально сотрудничество автомобильных воров с полицией.

Как сказал "Вестям" комиссар Пыхьяской префектуры полиции Тоомас Йервсон, если он не доверяет человеку, то этот человек никогда не будет вместе с ним работать, а каких-либо случаев сотрудничества криминальных полицейских с группировками, подобными той, о которой мы рассказываем, в последнее время не раскрывалось.

Тут стоит отметить, что Йервсон занимает должность комиссара не так давно, и не факт, что подобных случаев не было до его прихода.

Здесь стоит вспомнить похищенную в 2000 году из полиции базу данных. Одно то, что секретный файл покинул эти стены, может свидетельствовать, что не все настолько хорошо, как об этом говорят.


Угонщики сидят, но проблема жива

По словам Йервсона, в последнее время угон с целью продажи автомобиля обратно владельцу почти не практикуется. Большинство групп, специализировавшихся в этой области, задержано полицией или прекратило свою деятельность по каким-то другим причинам.

Впрочем, падает и само число угонов. Если в 2005 году в Харюмаа были украдены 1446 автомобилей, то за шесть первых месяцев 2006 года воры умудрились увести всего лишь 332 машины.

Йервсон считает, что сейчас машину угоняют либо на продажу, либо на запчасти. Либо, чтоб покататься.

Для продажи угоняют новые машины, которые перегоняют за границу. В Эстонии найти рынок сбыта для новых машин очень сложно, потому что живем мы в маленькой стране, где найти угнанное авто довольно просто. Особенно, если оно относится к разряду редких машин.

"Как правило, человек, осмелившийся ездить по Таллинну на краденой машине, просто недалек умом", — прокомментировал Йервсон.

По данным Пыхьяской префектуры полиции, эксперты могут установить, что автомобиль угнан, с вероятностью, близкой к 100 процентам, даже если он переделан до неузнаваемости. Комиссар уверен: для того, чтоб полицейские эксперты не смогли установить, что машина числится в угоне, ее надо перебрать по винтикам. Это слишком дорого, поэтому никому подобные "пластические операции" просто не нужны, ведь продажная цена подобной машины также значительно вырастет.


Ищут машину, а машины больше нет

Автомобили, украденные для продажи на запчасти, приносят угонщикам приличный доход, одновременно снижая для них риск быть пойманными. Сюда же можно отнести машины, угнанные на металлолом. Это — старые, заброшенные хозяевами транспортные средства. Многие из них не способны передвигаться своим ходом, поэтому угонщики зачастую увозят их на буксире. Подводный камень для полиции таится в том, что обнаружить украденную на запчасти или на металлолом машину практически невозможно.

"Мы можем искать автомобиль по всей Эстонии, в то время как от нее остался только кусок металла", — поясняет Йервсон.

По его словам, машины, угнанные на металл, создают для полиции множество проблем именно в силу того, что найти их невозможно, но заявления есть, и искать приходится. А в это время полиция могла бы заняться чем-то более полезным. Добавить тут можно лишь, что для избавления полицейских от лишней работы хозяева заброшенных машин могли бы сами отвозить их на свалки, не дожидаясь, что за них это сделают воры.

Ну и к последней категории относятся "хулиганские машины": шла подвыпившая шпана по городу, взбрело кому-то в голову покататься: нашли старую машину, завели, прокатились, да и кинули где-нибудь в лесу. По большому счету, подобные автомобили находятся сами собой.


Сам себе угонщик, сам себе мошенник

Существует и отдельная группа угонов. Как утверждает Йервсон, они не делают погоды, но тем не менее, рассказать о них следует. Это — угоны, которые делают сами владельцы. Разделить их следует на три категории: страховые, лизинговые и "аварийные".

В первом случае ситуация выглядит следующим образом. Человек страхует машину от угона и сам ее угоняет. После этого он заявляет машину в угон, ждет пока полиция признает, что ее не нашла (на это уходит от одного до нескольких месяцев). Затем получает деньги от страховки и продает самолично украденное авто по запчастям или же целиком: все зависит от его связей.

Лизинговые угоны практикуются теми людьми, которые берут в рассрочку машины, но через некоторое время понимают, что возвращать деньги не в состоянии. Машина угоняется, а все (кроме незначительной личной ответственности) выплачивает страховка. После этого машину может постигнуть такая же участь, как и в случае со страховыми угонами.

Ну и последняя категория. Тут все проще простого: человек выпил, сел за руль, сделал аварию. Поняв, что ничего хорошего ждать от дорожной полиции не светит, скрылся с места преступления и тут же заявил в полицию об угоне: мол, я вообще во время аварии футбол дома смотрел. Однако, по словам Йервсона, полицейские психологи и эксперты давно научились безошибочно определять, кто есть кто, поэтому подобные фокусы прокатывают довольно редко.


Иностранцы подкидывают проблемы

Кто бы мог подумать, но немало проблем нашей полиции приносят иностранцы. Во-первых, скандинавы, привыкшие на родине к добропорядочности, зачастую не пользуются сигнализацией и противоугонными системами, рассчитывая, что и у нас их машины никого не заинтересуют. А нет. Очень даже интересуют.

Также немалый интерес у угонщиков вызывают транзитные номера. Зачастую за автомобилями с транзитными номерами наблюдают аж от самой границы, ожидая, когда представится удобный случай. Дело в том, что машины, купленные за границей, часто не оснащены какими-то противоугонными устройствами, что привлекает угонщиков.

Йервсон советует в случае, когда машина привезена из-за "бугра", сразу ставить ее на учет и не оставлять без присмотра до тех пор, пока на нее не установят охранную систему.

И в заключение напомним тем, кто сдает свои гаражи, что никогда не помешает лишний раз проверить, кто его арендует. Как знать, может быть, именно в вашем гараже будет обнаружен очередной украденный автомобиль.

Наиболее угоняемые марки машин по итогам шести первых месяцев 2006 года.

МаркаХарьюмааИз них в Таллинне
VW7570
BMW4439
Audi4242
Opel4230
Mercedes3935
Ford3331
ВАЗ2013
Toyota1913
Nissan77
Mitsubishi66
Mazda53
Поделиться
Комментарии