Тем отраднее, что после того, как четыре года подряд группа по разным причинам не могла приехать в Эстонию, БГ наконец выступил с новыми песнями в кафе "Amigo". Совпавшие в этом году великие праздники христианства и буддизма — Троица и День просветления Будды — застали АКВАРИУМ на сцене. Гребенщиков пел про голову Альфредо Гарсии, беспечного русского бродягу и кота зимы на мягких лапах, призывал метать стаканы на стол, просил научить его искусству быть смирным, признавался: "Я не могу оторвать глаз от тебя…"

Духовные люди? У-у-у!..

 — На альбоме "Беспечный русский бродяга" несколько песен записано в танцевальных аранжировках. Это дань эпохе?

- Нет, мы уже года четыре собирались это сделать. То, что в России по старинке называется роком, умерло, простите, в 80-е годы. Какие-то люди до сих пор машут шашками как буденовцы и кричат: "Рок! Рок!" С конца 80-х годов в мире существует другая музыка — а эти люди про нее и не слышали, они живут в воображаемом прошлом. Мы же всего-навсего сделали маленький шаг к освоению новых пространств. С моей точки зрения, давно пора при сочинении музыки использовать не гитару, а лэптоп.

 — К слову о современной музыке: проясните, пожалуйста, ситуацию с фестивалем "Остров Света", который вы организуете на пару с Дмитрием Дибровым. Фестиваль отменен или все-таки состоится?

- Подробная информация от Диброва, которую я получил вчера: фестиваль "Остров Света" по не зависящим от нас причинам не будет проводиться в подмосковных Сорочанах, как то планировалось, потому что губернатор Подмосковья генерал Громов запретил это личным указом. Вместо развернутого действа на два месяца будут проходить уик-энды в саду "Эрмитаж" в центре Москвы. Что с моей точки зрения даже лучше — такой большой фестиваль сразу и с нуля появиться не может. В Москве выступят JETHRO TULL первого июля, АКВАРИУМ шестого, по неподтвержденным данным, приедут KULA SHAKER и SKIN.

 — Есть какие-то шансы продолжиться у потрясающе экспериментального проекта ТЕРРАРИУМ, в рамках которого вы пели вместе с Вячеславом Бутусовым, Сашей Васильевым, Максимом Леонидовым?

— Думаю, что нет, потому что это будет повторение пройденного — никто ничего нового не сделает. Альбом ТЕРРАРИУМА "Пятиугольный грех" был очень хорош. Это один из любимейших моих альбомов из нашего канона, я его с удовольствием слушаю раз в год на гастролях.  

— Вы когда-то пели: "Я вышел духовный, а вернулся мирской…" А теперь поете про то, что "духовные люди — особые люди, их сервируют в отдельной посуде".

— Да, пел, только я соврал — я вообще никуда не выходил. Если человек разделяет духовное и материальное, значит, он вообще ничего не понимает. Как можно разделить две стороны одной медали — тело и душу? А духовные люди — это у-у-у! У-у-у!..  

— Ваши песни начинаются с музыки или со слов? То есть — с ритма или со смысла?

— Смысл — понятие, которое, слава богу, моим песням навязать сложно. Но начинается все с языка. За свою жизнь я написал лишь одну песню, которая началась с мелодии. Приспособить к мелодии слова почти невозможно, зато в словах уже мелодия содержится, и если очень внимательно прислушаться — ты услышишь ритм.

Код БГ

— Продолжаете ли вы эксперименты с прозой?

— Нет. Оно ко мне пришло, я его записал, оно ушло. И слава богу, что ушло. Пусть другие пишут. У нас столько писателей… Зайдешь в книжный магазин — не знаешь, куда деваться!

 — Вы верите в тайны "Кода да Винчи" по Дэну Брауну?

- Открою маленькую тайну, которая, правда, не тайна абсолютно. На юге Франции есть местечко под названием Сен-Мари-де-ля-Мер, куда лодка с Марией Магдалиной, Марией — матерью Иакова и кем-то еще приплыла в 46 году из Иерусалима… с ними был и воскрешенный Лазарь, он потом стал епископом Милана. Мария Магдалина сидела в пещере в горах милях в ста от Сен-Мари-де-ля-Мер. Сейчас там стоит храм, где лежат ее мощи — череп, кости руки, — и один из римских пап в тысяча пятьсот каком-то году официально их признал. А в десяти метрах от входа в Вестминстерское аббатство, которое появляется в "Коде да Винчи", стоит маленькая церковь, более древняя, по-моему, чем само аббатство. В ней на стене справа есть большая картина, на которой изображен Христос с тремя детьми… (Смеется.)

Как хотите, так и понимайте. Главное, что все это не имеет ни малейшего отношения к христианству. Иисус сказал правильные вещи, следуйте его словам, практикуйте — что еще надо? Зачем придираться к его личной жизни? Зачем искать чудеса? Чем второсортнее гуру, тем больше он творит чудес. Будда однажды встретил аскета, который поведал ему, что двадцать лет тренировался и теперь может ходить по воде. Будда сказал: "Тебе жалко заплатить две рупии лодочнику?" Кому нужны чудеса? Бог все устроил хорошо и без того. Посмотрите вокруг: всё чудо! Дерево стоит — замечательное дерево, чудесное! Какой "Код да Винчи"?..

 — То есть это все — "цветенье в неокрепших умах"? А как относиться к такому цветенью в себе и в других?

 — В других — относиться с сочувствием. Терпеть. Потому что Бог общается с каждым человеком в отдельности, и никому из нас не дано знать, что Он говорит другому человеку. Поэтому Христос и сказал: "Не суди". Если человеку угодно вести себя так, значит, таков его путь. Можно протянуть ему руку помощи, но вытягивать его нельзя — рискуешь испортить ему жизнь. А в себе… если ты доволен, что у тебя ум неокрепший, — пожалуйста! А если недоволен, тебе самому это надоест, захочется узнать нечто настоящее. А Бог подскажет путь.

 — Церковь, похоже, считает иначе. Некоторые священники в Москве благословляли недавние погромы гей-клубов…

 — Священники имеют давнюю традицию санкционировать что угодно. Черная сотня у нас тоже была под эгидой священников, и Костя Кинчев говорит теперь всенародно, что в Союзе Михаила Архангела были некоторые хорошие идеи… Я не могу с этим согласиться. Не до конца понимая притяжение гомосексуализма — я гетеросексуал и ничего не могу с собой поделать, — осуждать его я бы не взялся. У каждого свой путь. Церковь раньше этих тем не затрагивала, Христос вроде бы не об этом говорил. Мик Джаггер — не Антихрист

 — Как долго можно "торговать головой Альфредо Гарсии"?

 — Всегда.

 — И всегда будут люди, которые станут призывать эту торговлю прекратить?

 — Естественно. Абу Мусаба аз-Заркави убили — сейчас будет десять новых Заркави. С этим ничего нельзя поделать, пока можно на всем этом делать деньги.

 — Что для вас чаша Грааля, о которой вы поете в "Голове Альфредо Гарсии"?

 — Это то, к чему мы все стремимся — и каждый может этого достичь. Каждый. Нет, если, конечно, считать, что это алюминиевая чашка… (Смеется.) Я был на той горке, где эта чаша была в последний раз. Я ее там не заметил.

 — Для того, чтобы понять ваши песни, иногда нужно знать довольно много. Между тем — "ум никогда не поймет, спим мы или не спим…"

 — Да, но пока его не преодолеешь, ум будет мешать. А чтобы преодолеть ум, его, как любого зверя, нужно накормить. Накормленный ум растворяет себя сам.

 — Когда вы пели "но еще четыре года, и на часах будет новое время", имелся в виду какой-то реальный срок?

 — Один крестьянин из Каталонии, целитель, к которому пришли ангелы и научили его исцелять людей, сказал, что через четыре года все изменится, и эти слова удивительно легли в песню, которая два года была не пришей кобыле хвост.

 — Многие сопоставили эту строку с президентскими выборами в России…

 — Отлично! Пусть сопоставляют. Это же не я сказал, это мистик. А ему сказали ангелы.

 — На неделе многие отмечали "день Антихриста" — 06.06.06…

 — (Смеется.) Я не имею чести быть знакомым с этим джентльменом… Мика Джаггера видел. Но он не Антихрист.

 — С Миком Джаггером — это та знаменитая встреча, о которой поется в песне: "Я встретился с Миком Джаггером в Жюан-ле-Пен на пляжу, он сидел на красивом матрасе и не видел, как я лежу, а я лежал гордо, немногословен и прост…"

 — Это со слов жены. Я тогда общался с гитаристом "роллингов" Ронни Вудом. Правильность — полный кайф

- В одном из последних интервью вы говорили о правильности. А что такое — "быть правильным"?

 — Это красивые слова… Все себе представляют, что такое "быть правильным", но для всех это такое особое состояние, которое настолько далеко от жизни, что — пошло бы оно к бую. У меня всю жизнь было по-другому. Каким я родился и что у меня было в детстве — это ладно… потом я услышал музыку — по-настоящему, и она меня пробила. После я никогда не вел правильную жизнь, лез в спорные ситуации и вел себя всегда спорно. В результате мне пить — неинтересно, курить — тоже, хоть я и курю много. И бегать за юбками надоело. Так я обнаруживаю правильность, и это — полный кайф. Правильность значительно ценнее любого экстази. Я никогда не был правильным, но меня к правильности выносит — с увеличением градуса кайфа.

 — У вашего любимого писателя Виктора Пелевина персонажи говорили о том, что монахи в монастырях "прутся"…

 — Это так. Я видел под Рязанью одного монаха, местного полусвятого, он вел себя так, как если бы съел двадцать таблеток экстази — хотя ничего крепче березового сока этот монах не пил явно уже лет двадцать.

 — Наркотики и правильность — две вещи несовместимые?

 — Наркотики могут что-то показать, активируя определенные участки мозга. Путь этот сам по себе, к сожалению, тупиковый — чем больше ешь, тем хуже тебе становится. Поэтому можно активировать участок мозга чем-нибудь, а потом уже искать пути, как к этому же прийти по-настоящему. Лучше всего об этом сказал Баба Рам Дасс, он же Ричард Альперт: ты забираешься на горку, потом оказываешься внизу, а дальше — ищи путь. Это были прекрасные люди. Они по крайней мере пытались что-то сделать с собой.

 — Где вы между "мама, я не могу больше пить" и "все говорят, что пить нельзя, а я говорю, что буду"?

 — (Смеется.) Как говорил Пушкин: "И гений, парадоксов друг…" Я и там, и там.

 — "В хорошей империи нет новостей: дайте северным варварам водку в постель — и никто из них не станет желать перемен…" — это хорошо или плохо?

 — Увы — это не хорошо и не плохо, так оно все есть. Но когда большая часть северных варваров будет лежать в постели, пить водку и слушать русский шансон, их дети, внуки и племянники скажут: пошли вы все! У этих детей и внуков появится шанс.

 — Вы часто понимаете, что "то, что ждет тебя завтра — это от чего ты бежал вчера"?

 — (Смеется.) Я стараюсь ничего не понимать!

Поделиться
Комментарии