Несколько лет назад общежитий было 12. При том, что потребность в такого рода жилье, особенно с учетом нынешней стоимости квартир, постоянно растет, два общежития не так давно были проданы частной фирме и перестроены под гостиницы, а на месте еще одного вырос центр по продаже автомобилей Honda.

Несмотря на сокращение их числа, как в былые времена, так и сегодня, общежития продолжают оставаться поставщиками разного рода криминальных новостей. Как свидетельствуют данные полицейских сводок, только в течение последних полутора-двух месяцев здесь произошло несколько ЧП: из окна второго этажа общежития на проспекте Выйду "шагнула" вниз молодая женщина, мать двоих детей. Немногим раньше в одном из общежитий на улице Энергия повесился мужчина, в другом — жилец скончался от нанесенных в драке ран. Еще в одном обезумевший от наркотиков 20-летний молодой человек устроил в своей комнате пожар, а 23-летняя девушка разбилась насмерть, бросившись с 30-метровой высоты одного из нарвских бастионов.

 — Что вы хотите — контингент здесь такой, — говорят, объясняя причины этого, коменданты общежитий и ведущий констебль отдела охраны правопорядка Идаской префектуры в Нарве Виктор Словянцев.- Большей частью не работающий, пьющий, потребляющий наркотики и нередко имеющий отклонения в психике народ. Одним словом, проблемный. Хотя по возрастному составу самый разный — от выпускников детских домов, молодых родителей с детьми-грудничками до людей преклонного возраста. И при этом постоянно меняющийся, но неизменно пополняющийся за счет таких же, испытывающих серьезные жизненные проблемы, людей.


Работа дураков любит

В общежитии на улице Виру проживает более двухсот человек, но работают только 30. Такое же соотношение, а то и хуже, в других общежитиях города. Узаконенная в нашей стране "минималка" проживающий в общежитиях люд, не имеющий ни квалификации, ни даже самой простой рабочей специальности, не устраивает. За такие деньги, за которые пол-Нарвы вкалывает, они работать не хотят. "Пусть на эти деньги дураков ищут", — говорят они. Поэтому в восьмом часу утра на работу из общежитий отправляются только единицы, среди которых сильно помятым видом выделяются "старатели", добывающие средства на пропитание в мусорных контейнерах и на свалках. Другие жильцы продолжают спать чуть ли не до обеда, хотя будут ли сыты сегодня и что будут есть завтра, многие из них не знают.

Эти люди даже об оформлении пособий вовремя не позаботились. "На что живете, на что пьете?" — время от времени обращаются к ним коменданты и вахтеры. "Не беспокойтесь, не ваши проблемы!" — бодро отвечают жильцы. Потому что знают: совершенно голодными, а тем более без выпивки они уж точно не останутся! Народ в общежитиях бедный, но отзывчивый. Здесь принято делиться последним, давать взаймы. И не особенно спрашивать долг, потому что назавтра любой из них может сам обратиться к соседу за червонцем, куском хлеба или бутылкой спиртного.

Правда, кроме пропитания, надо думать о плате за жилье и коммунальные услуги, но над этим обитатели общежитий тоже голову не ломают. Долги растут, накапливаются, а когда достигают критической суммы в несколько тысяч крон, должников выставляют на улицу. Куда они после этого идут? Ведь социальный дом, который будет предоставлять койкоместа, в Нарве появится не скоро. "Устраиваются где и как могут. Находят сожителей или обходятся услугами "ночлежки". Но мы об этом уже не думаем, — признаются коменданты. — Нас волнует, что на их место придут такие же и забот с новыми жильцами у нас только прибавится".


"Хочешь Ваньку подарю?"

Свой "способ" решения проблем у молодых женщин, способных рожать детей. В вестибюле общежития на улице Виру по утрам можно видеть больше десятка детских колясок. Всего же здесь проживает 19 дошколят и около полутора десятка детей школьного возраста. "Рожают постоянно, с этим у нас никаких проблем", — рассказывает комендант Наталья Колосова. "Есть среди моих подопечных, — добавляет специалист Социального департамента Лейли Корп, — категория семей и матерей-одиночек, которые имеют от 5 до 10 детей и всю жизнь живут на детские дотации". Ее слова подтверждает и комендант общежитий на улице Энергия Татьяна Меэлис. Двух молодых матерей, двух подружек, проживающих в одном из подопечных ей общежитий, определив детей в приют, лишают родительских прав. Но, узнав об этом, любящие мамы расстроились лишь потому, что не смогут получать детские пособия. Рассказывают, что одна из них недавно приехала из Таллинна на приличном автомобиле и, отвечая на расспросы жильцов общежития, не без удовольствия сообщила, что у нее все хорошо, что живет она без всяких проблем.

Это та самая Лена Скосырская, которая, не выходя замуж, родила одного ребенка, потом другого (он оказался мертворожденным), а затем, сойдясь с недавним 9-классником, выпускником Нарвского детского дома Виктором, — третьего ребенка. А когда Витю посадили в тюрьму за жестокое отношение к младшему, кстати сказать, его собственному ребенку (о чем "Вести" рассказывали в прошлом году), Лена очень скоро утешилась, сойдясь с одним, потом с другим сожителем. Заниматься собственными детьми ей при этом было совершенно некогда.

Третьего ребенка за три последних года от очередного возлюбленного собирается рожать и нигде не работающая Наталья Лешкина. "А иначе на что же я буду жить? — искренне удивляется она на вразумления коменданта. Зайдя на днях к ней в комнату, та в очередной раз увидела грязь, неописуемый ералаш, а посреди всего этого — детскую ванночку с замоченными в ней бельем и обеденной посудой. И сидящую у компьютера совершенно безмятежную Наталью.

Недосуг заниматься собственным ребенком и Татьяне Шпаковой. "Хочешь, я тебе Ваньку подарю?" — как-то поинтересовалась она у матери. Теперь ее сынок постоянно живет у бабушки Лены, находится на полном ее иждивении, а детское пособие мама Таня оставляет себе.


Хотят семью, хотят ребенка

Но надо быть справедливыми — не только из опасений остаться без средств к существованию рожают детей обитатели общежитий, хотя таких немало. Бывает, рассказывает Лейли Корп, рожают из-за того, что, являясь безработными и не имея возможности пользоваться услугами Больничной кассы, не могут сделать вовремя аборт. Много и таких, особенно среди воспитанниц детских домов, кто мечтает о собственном ребенке и семье. Но при этом не в состоянии решать возникающие каждый день проблемы.

Выдаваемые матерям по случаю рождения ребенка 5 тысяч крон и довольно приличная "родительская зарплата" всех вопросов не решают, особенно при огромных долгах за жилье. Нуждающимся может помочь государство, но это не всегда получается. Для того, чтобы оформить пособие по бедности, женщина должна представить пакет документов, одним из которых является справка, что она получает алименты. А где ее взять, если муж в бегах, если он не хочет признавать ребенка или, как было у одной из подопечных специалиста социального департамента Лейли Корп, является нелегалом? Таким мамашам, весь "доход" которых составляют 300 крон детского пособия и столько же — пособие матери-одиночки, не позавидуешь. Социальные службы оказывают содействие, выделяют одноразовую денежную помощь — например, для приобретения ребенку очков, летом направляют детей в приют, где они в течение двух месяцев живут и получают полноценное питание, выезжают к морю в Нарва-Йыэсуу. Но матерям-одиночкам все равно трудно. Поэтому, случается, женщины выбрасываются из окна, начинают пить, употреблять наркотики.


Чтобы жить, "как в телевизоре"

По словам комендантов и вахтеров, наркотики и алкоголь — самая страшная беда общежитий, справиться с которой им одним не под силу. В борьбе с этим злом у них помощников нет. Даже полицию не всегда дозовешься, а об общественности и говорить нечего. В городе несколько молодежных центров, но они занимаются дошкольниками, младшеклассниками и подростками. Проживающая в общежитиях молодежь предоставлена сама себе. Как сказала руководитель одного молодежного центра, по причине того, что "ее завлечь трудно". Но, надо признать, сделать это никто особенно и не старался.

Увлеченные другими делами, мало беспокоятся об этой категории людей и городские власти. Активно взявшись перед муниципальными выборами за ремонт общежитий, в нынешнем году к проблемам их обустройства они заметно охладели. Поэтому большинство нарвских общежитий мало похожи на уютное, теплое, комфортное жилье.

Конечно, можно сказать, что общежития всегда были "горячими точками" на карте города. И это будет правдой. Даже в более спокойные советские времена опорные пункты охраны правопорядка находились именно здесь. Но проблему не решить, если не заниматься ею комплексно. И, прежде всего — если уже в детском доме не приучать молодежь к труду, не учить жизни, ответственности за свои поступки.

Обитатели общежитий, как мы знаем, в большинстве своем работать не любят, при том что, по выражению Словянцева, жить хотят, "как в телевизоре". Он считает, что ситуация изменится, лишь когда у людей появится стимул работать, когда вознаграждение за труд будет больше любого пособия. И когда они будут знать, что у них есть возможность заработать и, купив собственное жилье, навсегда распрощаться с "общагой".


Справка

По состоянию на 1 февраля 2006 года в общежитиях Нарвы проживали 1638 человек, в том числе 313 детей.

Родительское пособие для лиц, у которых в прошлом календарном году отсутствовал облагаемый социальным налогом доход (то есть не работавших), составляет 2480 крон.

Те, у кого средний месячный доход равнялся минимальной заработной плате, получают родительское пособие в размере 3000 крон.

Социальное пособие в настоящий момент получают 303 человека, проживающие в нарвских общежитиях, а пособие по уходу за ребенком — 59 человек.

Поделиться
Комментарии