Такую вот любовную записочку принесла уборщица в учительскую. В парте нашла, когда мусор вычищала. Среди оберток от "жувачек". И огрызков яблок. Уборщица, Наталья Николаевна, по правде говоря, по профессии не уборщица. Она в свое время закончила филологический факультет педагогического института. А в уборщицы попала из-за кризиса. Уже была на пенсии, но дочь потеряла работу, надо помогать.

Наталья Николаевна человек впечатлительный, она на пенсии давненько, в школу пришла лет через семь после выхода на заслуженный отдых. Вот и расстроилась. Даже плакала, читая строки, передранные из "Евгения Онегина".

- Хоть бы списывали грамотно… — всхлипывала она.

Ну как ей объяснить, что не могут они списывать грамотно. Одно дело учебник, уроки, школа. Другое — как папа с мамой говорят. Что по ТВ показывают. Как в интернете общаются.

У меня есть одно наблюдение, и, мне кажется, оно недалеко от истины. Сейчас в интернете принято вроде как бравировать издевательством над русским языком. "Как слышеться так и пишетса!"

Есть подозрение, что бравада напускная. Просто безграмотный народец так прикрывает свою необразованность. Ну не умеют они, не могут, не знают, эти троечники, выпущенные на свет из жалости, русского языка. Они уж и выросли. Стали взрослыми давно, а все пишут "дессерт". И притворяются, что это все "стеб", что они могут писать орфографически верно, только "прикалываются".

Нет. Не умеют. Есть, конечно, не очень большая группа, которая остается носителем русского языка, есть еще и любознательные студенты-слависты в иностранных вузах, изучающие чистый русский язык. Но не станем же мы импортировать уж и русский язык из-за рубежа?!

Дмитрий Быков пишет в журнале "Огонек": "Впрочем, остались еще люди, для которых грамотность по-прежнему нечто вроде пароля, а знание наизусть тысячи стихов — вполне достаточный аргумент, чтобы влюбиться в этого знатока. Только количество этих людей вернулось к уровню, скажем, XVIII века — когда интеллигенция только-только начинала формироваться".

Были времена, когда учителя собирали ученические перлы. Считалось смешным. Теперь это стало нормой общения на русском.

"Хлестаков заводит шаржни с женой городничего". "Из-под стола вылезла помесь дворянки с таксой, спавшая на стручках". "Коробочка разводит птиц и разных домашних утварей". "Население духовно деградируется". "Лирический герой Есенина вместе со своим автором превращается в рьяного фаната революции". "В высших кругах Петербурга царят беззаконие и беспредел" (о "Петербургских повестях" Гоголя, не подумайте плохого о Путине и Медведеве). "Фирс не мыслит себя вне барина". "Татьяна для окружающих как открытая дверь, в которую может войти каждый".

И это — образцы грамотности по сравнению с тем, что мы можем прочесть сегодня даже у радетелей "русскасти в Истонии", в первую очередь — именно у них.

Бывает, прочтешь статью на портале, захочешь высказаться, глянешь на комментарии… И как тут дискутировать? Само-то слово тут звучит как "дисскусия".

Наиболее яркие и часто встречающиеся слова. И это вовсе не "приколы", люди пишут всерьез:

"Дибил". "Толи рантность" "В не контекста". "Дроздофилы". "Регестрация". "Такто оно такто но както не так…". "Некто не забыт, нечто не забыто". "Я ни интигрируюсь я за русь святую". "…очень сильно один раз в год плакала бабушка. Очень сильно плакала, всей душой". "Мысли узколобые". "…Чашу горькую народ испьёт до дна…". "…От советской бомбардировке талина". "Патреот". "Откуда неэстонцу знать русское слово(!!!) "патернализм?!"". "…Святых мест где упакоились герои". "На срать". "Увы, но молодешь давно забыла…". "Государство отвернулась". "МОЙ ДЕТ". "ЭТО БЫЛО БЫ УМУ НЕ РАСТЯЖИМО"…

Зачем тут приведены два цитатника?

Один — первый — из времен, когда нынешние рьяные радетели русскости еще были школьниками. И ненавидели уроки русского языка вместе с "училками". Это их перлы, хранителей традиций русской литературы и духовности вообще.

Второй — день сегодняшний, когда радетели выросли, политизировались, стали активными борцами против всего. В первую очередь, против собственного языка. Поднаторев в демагогии, но так и не преуспев в орфографии (о пунктуации можно вообще писать роман), они лупят друг друга ссылками на интернет-страницы. Поскольку даже списать грамотно не могут, правильно говорит Наталья Николаевна.

Конечно, в страшной безграмотности русской общины в целом виноваты эстонцы. Наверное потому, что плохо финансируют русские школы, нет хороших учителей русского языка. И вообще: а кто же еще?

Однако все-таки вызывает сомнение, что у компьютеров тратит время безработное, безденежное население.

Чтобы целыми сутками бомбить сайты, реагировать на каждую новость, где бы она ни появилась — на "Дельфи", на порталах "Деловых Ведомостей" или "Русском портале", — для этого требуется уйма кем-то оплаченных часов, либо успешный бизнес, либо существование на какую-то пенсию. Или пособие. Или средства от каких-то структур. Но, как мне кажется, в основном грамотеи от сохи — народ бескорыстный. Не бедный, но бескорыстный. Потому что иначе, — а во что тогда верить?

И я думаю, они от всей души защищают "наследие Федора Дастаевского и Льва Талстого". Хотя на них никто не посягает. И ведь как защищают?

Спрашиваю одного защитника, знает ли он, что именно защищает? Отвечает: "А как же!" — "Ну, скажите мне на память хотя бы первую фразу из "Войны и мира"?" — "Ха, кто ж ее не знает: "Все смешалось в доме Обломова!", — и чуть не в драку лезет, требуя немедленно его опровергнуть, коли он не прав. И никаких книг в подтверждение, на горло, в крик. И потом уже спрашивает: "А что вы такая стали нервенная? Нечем крыть?"

Вы знаете, а ведь нечем.

При всем уважении к трудовому пути и политическим взглядам моих оппонентов в сфере защищаемого ими русского языка, могу сказать: это не их "Родная речь". Это говоры и диалекты сельской местности, наложенные на фанаберию верхоглядов, нахватавшихся в "городухе" словечек и терминов, приехавших по оргнабору "с райенов", с презрением смотрящих на своих родственников в деревне. Этот срез великолепно описал Василий Макарович Шукшин.

Этих "политиков" можно было бы простить и пожалеть. Дескать, и правда, откуда в глуши найти учителя русского языка… но тут же вспоминается, какими были епархиальные училища до той самой революции, будь она проклята, какие были земские врачи, сельские учителя, сколь крепки были устои.

Суть трагедии русского человека в предвидении ошибки. И в том, что он непременно ее совершит. Разрушать. Разрушать до основанья. А затем? А затем ничего не строить. Строить отношения с соседом другой национальности вообще не идет в ум "лимиты". Честь? Бескорыстие? При этих словах записные наши "патреоты" или смеются, или тут же переводят разговор на правительство. Мол, смотрите, а вот они…

Хотя тот же Достоевский писал: "Политика чести и бескорыстия есть не только высшая, но, может быть, и самая выгодная". А уж когда говорят: "А вот другие!", — то сразу и хочется напомнить старое и очень доброе: "Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"

Беда, совсем беда. Не читает русский человек в массе своей ничего, кроме куцых новостей, не слушает доводов (не приучен). Но берется решать любые проблемы. Первая мысль при этом: все остальные — "дибилы". А как решать? Вот, дескать, Россия всех завоюет, все сами скоро к ней приползут, и вот тогда все станет хорошо.

Ну, Томас Манн сказал, что немецкому народу свойственно решать свои внутренние проблемы за счет всего мира. Для русского же народа свойственно решать мировые проблемы за свой счет.

Или, как писал в "Вехах" Изгоев: "Средний массовый интеллигент в России большей частью не любит своего дела и не знает его. Он — плохой учитель, плохой инженер, плохой журналист, непрактичный техник и проч. и проч. Его профессия предствляет для него нечто случайное, побочное, не заслуживающее уважения. Если он увлечется своей профессией, всецело отдастся ей — его ждут самые жестокие сарказмы со стороны товарищей, как настоящих революционеров, так и фразерствующих бездельников".

Вот за такие мысли и выслал его вместе с другими писателями и философами Самый Человечный Человек с картавой бороденкой из Советской России. Замечу: из советской. Чтобы триста человек лучших умов не мешали низводить страну до состояния совершенно "уму нерастяжимого". До массовой безграмотности сегодняшнего дня.

Не путайте уж Россию до 1917 года с нынешней Российской Федерацией, сие совершенно разные вещи. И не олицетворяйте себя как носителей ее культуры. У РФ иная история. Даже язык иной. Не русский. Мысли там уж очень узколобые.

Прежде эмиграция была хранительницей истинно русской культуры. Нынче новая волна "сидячей эмиграции", не выехавшей в пределы исторической родины спасать ее, есть месторождение бескультурья. И во главе ее сидят "ряженые", ролевики. Один играет роль народного трибуна, не зная форм глагола. Другой является "Главным соотечественником" по должности, плюя на нужды тех же рядовых соотечественников.

Для тех, кто никак не поймет, что играет роль "защитника" пустого места, роль, написанную для него другими, приведу две цитаты.

Еще только начинались открытые суды в СССР. И Пятаков пишет: "Хорошо, что органы НКВД разоблачили эту банду".

Вторая цитата. Очень скоро Андрей Януарьевич Вышинский уже хвалит его: "…Правильно, подсудимый Пятаков, хорошо". Вы понимаете, что Пятаков уже и сам на скамье, а там и стенка, и лоб в зеленке.

Не играйте. Учите язык. Родной. Читайте больше. Храните культуру свою и уважайте другие. Будьте толерантнее. И, строча очередной комментарий, сверяйтесь с "грамотой.ру". И прежде чем вы станете снова хаять тупых эстов, сверьтесь с табличкой, где указан процент грамотных еще в 1926 году. Эстов грамотных было 72,3%, причем это были эсты, жившие в СССР. А вот русских — 45,1%. И это не в укор русскому человеку. Это в укор советскому правлению, изгнавшему и уничтожившему слой интеллигенции.

А вот вам данные тестирования по чтению и математике 2007 года.

"Из протестированных постсоветских стран самые лучшие результаты показала Эстония. По чтению средний балл у эстонских школьников составил 501, по математике — 515. Это выше среднего уровня.

Понимание письменного текста у российских подростков было оценено в 440, их математические навыки — в 476 баллов. Россия оказалась в группе "ниже среднего" и по навыкам чтения, и по математическим навыкам.

По чтению даже в пределах группы ниже среднего россияне уступили Исландии, Норвегии, Чехии, Венгрии, Латвии, Люксембургу, Хорватии, Португалии, Литве, Италии, Словакии, Испании, Греции, Турции и Чили (в порядке убывания результатов в группе).

По математике — соответственно Словакии, Венгрии, Люксембургу, Норвегии, Литве, Латвии, Испании и Азербайджану. Сразу за Россией в рейтинге PISA следуют США".

Так что, убогая чухна опять впереди? То и обидно, что уровень владения своим же языком у русских постоянно падает. И возразить тут уже совершенно нечего. Что в 1926 году, что в 2007. Говорить, что Красная Армия принесла сюда культуру, — смешно. Тут говорили на трех языках — родном, русском и немецком. Перфектно.

Все сказанное выше — сигнал тревоги. Не глумление, а призыв догонять и перегонять по образовательному уровню тех, кого вы называете убогимим. И начните уж с себя, любимых. Иначе так и останетесь "дрозДофилами".

Какое впечатление оставил у вас этот материал?

Позитивно
Удивительно
Информативно
Безразлично
Печально
Возмутительно
Поделиться
Комментарии