Везде чужие

В конце прошлого года в Москве прошел Третий Всемирный Конгресс соотечественников, на который были приглашены представители русской диаспоры со всего мира. Люди собрались разные: и ветераны войны, и бывшие советские диссиденты, и потомки русских эмигрантов всех периодов истории Государства Российского, и те, кто однажды утром проснулся "чужим" в стране, где многие годы жил и работал, воспитывал детей и внуков. Но всех приехавших в Москву объединяло одно — чувство своей сопричастности к родному Отечеству.

Я не намерен обсуждать здесь саму организацию Конгресса, как то размещение по трое-четверо в номере, невзирая на пол и возраст, говорить о — по меткому определению одного из участников — "военно-полевых обедах и приемах", где была холодная, а то и вчерашняя пища, которую нужно есть стоя, о таком уже изрядно нами подзабытом явлении, как многочасовые очереди на вход в здание, где проходили заседания. Наши люди, привыкшие ко многому, готовы были стерпеть все ради решения тех проблем, которые мешают нормально жить российским соотечественникам за рубежом.

Перед поездкой делегаты, представляющие российских соотечественников Эстонии, принимали напутствия и предложения, готовили речи и обещали по возвращении домой поделиться увиденным и услышанным в Москве. Все те, кто не попал на Конгресс, с нетерпением ожидали приезда посланцев, желая услышать от них о подвижках в решении вопросов восстановления упрощенного порядка приобретения гражданства РФ для российских соотечественников, выдачи установленного Законом РФ "удостоверения соотечественника", предусматривающего для обладателя и права, и льготы, к примеру, право на долгосрочную визу, на временное проживание в России вне введенных недавно квот, бесплатный доступ к музеям, библиотекам и архивам, надежду вернуться на Родину хотя бы после смерти… Ожидали конкретики в вопросе определения статуса русского языка и поддержки русского образования в тех странах, где русские составляют значительную часть населения. Были обозначены и другие вопросы, например, проблемы соотечественников — граждан России.

Однако по возвращении наши полпреды молчали и на все расспросы только пожимали плечами, мол "no comment". Сами документы Конгресса были опубликованы спустя полмесяца на мидовском сайте и явились, в значительной мере, откровением даже для самих участников собрания. Также выяснилось, что Эстония потеряла свое представительство в Международном координационном совете. Правда, непонятно, стоит ли огорчаться по этому поводу: каких-либо результатов деятельности эстонского представителя в этом органе соотечественники на себе не почувствовали.

Здесь хочется привести мнение К.Ф. Затулина, директора Института стран СНГ (Института диаспоры и интеграции), депутата Государственной Думы Российской Федерации:
"Такое впечатление, что проводившие Конгресс сотрудники Министерства иностранных дел поставили себе целью доказать участникам, что соотечественники, как малые дети, ничего не понимают, не решают и не значат на том самом мероприятии, где им расточаются дежурные комплименты".

Мне не раз приходилось бывать на различных форумах российских соотечественников и могу отметить, что когда их проведением занималось правительство Москвы, они были интересны по форме и продуктивны по содержанию. Ранее я уже писал, что ликвидация Министерства по делам национальностей и региональной политике и передача вопросов работы с соотечественниками Министерству иностранных дел РФ была ошибочной. Дипломатическое ведомство, в силу своего статуса, не имеет права делать то, что может позволить специализированное ведомство или субъект Российской Федерации в отношении соотечественников.

Приведу еще одно высказывание Затулина:
"Блеск и нищета нашей диаспоральной политики в том, что вместо законодательного снятия проблем в прямых отношениях соотечественника с Россией множатся посреднические структуры: в МИД появился департамент по работе с соотечественниками, а при МИД — Федеральное агентство по делам СНГ и соотечественников, проживающих за рубежом. Государство вложилось в создание одного фонда ("Русский мир") и объявило о планах учредить другой (защиты прав соотечественников за рубежом). Все обрастают персоналом, планами, ведомственной гордостью и желанием инспектировать общины в дальнем зарубежье. Увы, это влияет на состояние диаспоры так же, как поверхностная рябь на толщу океана".

Трудно с этим не согласиться. Вот и получается, что для властей — мы чужие. И в России, и в Эстонии.

Спасение утопающих

В соответствии с новой концепцией МИДа и под патронажем Посольства России в 2007 году, сразу после апреля, был создан Координационный совет российских соотечественников Эстонии (КСРСЭ). Совет был избран на конференции, которую проводил Союз организаций российских соотечественников Эстонии (СОРСЭ). Состав делегатов на ту конференцию определялся руководством СОРСЭ. Было избрано 10 членов Координационого совета, позднее добавился "по должности" член Международного координационного совета соотечественников от Эстонии.

На конференции было заявлено, что полномочия членов КС составляют один год. По истечении этого срока предусматривалась ротация, однако на следующей конференции-2008 был принят Регламент, в котором полномочия членов определялись трехлетним периодом. Было также поддержано предложение продлить полномочия действующих членов КС. И хотя ранее в повестке дня указывалось, что на собрании будут заслушаны отчеты действующих членов Совета об их работе и даны персональные оценки их деятельности, ничего такого не было сделано. Все прошло чинно и благопристойно, без неожиданностей для организаторов. Координационный совет российских соотечественников Эстонии остался в прежнем составе.

Я не собираюсь давать здесь какие-либо оценки деятельности как самого КС, так и отдельных его членов — надеюсь, что это будет сделано на отчетно–выборной конференции в июне. Трехлетний срок полномочий нынешнего состава КС, исходя из Регламента, заканчивается летом этого года и есть определенная надежда, что произойдут серьезные изменения в его составе и, хочется надеяться, в его работе. Впрочем, в последнее время возникли сомнения, что эти изменения произойдут — уже раздаются голоса отдельных членов КС, что трехлетний срок их полномочий надо считать с момента принятия нового, ныне действующего, Регламента, т.е. с 2008 года и, следовательно, их полномочия заканчиваются в следующем году.

Почему я так подробно описываю эти организационные моменты? Просто в обществе нет достойного представительства русской Общины, нет координации работы русских общественных организаций и единства действий лидеров в решении наших проблем, а их накопилось достаточно, все их знают. Две так называемые "русские партии" скатились на уровень маленьких политических тусовок, кружков по никому не известным интересам — это наглядно показали осенние муниципальные выборы. Общественные организации, малочисленные и конкурирующие друг с другом за "крошки с барского стола", не в состоянии решать те вопросы, которые ставит перед ними жизнь. Нужен Центр, который мог бы взять на себя организацию обеспечения нормальной жизнедеятельности русской общины. Таким центром мог бы быть Координационный совет российских соотечественников. Я представляю, как поморщатся некоторые "проинтегрированные", но что делать, если для подавляющего большинства неэстонцев Эстония стала не "матерью", а, скорее, "теткой", не всегда доброй к ним, и своим Отечеством они считают Россию.

Интересно определение соотечественников, данное директором Департамента МИДа России А.В.Чепуриным:
"К соотечественникам сегодня мы относим три основные сегмента:
- российские граждане, проживающие за рубежом;
- проживающие за рубежом выходцы из Российской Федерации и Советского Союза;
- все те, кто, проживая за рубежом, ассоциирует себя с Россией и принадлежит, как правило, к народам Российской Федерации".

И еще один момент: заместитель министра иностранных дел РФ господин Карасин в своем выступлении на III Русском Европейском форуме заявил, что русским в Прибалтике стоит поучиться опыту интеграции у иммигрантов из России в западноевропейских странах. Если русским в Прибалтике надо перенимать опыт иммигрантов, значит можно сделать вывод, что МИД России в лице господина Карасина считает нас эмигрантами.
Комментировать эти "откровения" почему-то не хочется…

Координационный Совет российских соотечественников Эстонии сегодня представляет собой странное образование: с одной стороны, зачинатель этой формы работы с зарубежной общиной, российский МИД, громогласно заявляет о координирующей роли этих советов в странах пребывания, проводя при этом политику назначения своих "координаторов", удобных и угодных самому МИДу.

С другой стороны, сами "назначенцы" вносят определенный разброд в понятиях. Когда им нужно "надуть щеки", они говорят о своем "координационном" предназначении. Когда с них спрашивают за эту самую "координацию", они дружно уходят в сторону, ссылаясь на утвержденный регламент, типа: "Мы — эксперты". Сами по себе это люди интересные, неординарные, каждый радеет за интересы своей организации, но быть КООРДИНАТОРАМИ ОБЩИНЫ, ее своеобразным органом управления, не готовы, да и, пожалуй, не хотят.

Предстоящая летняя конференция может стать определяющей для КСРСЭ: или Координационный совет станет действительно координирующим органом, или останется советом экспертов для российского МИДа. Третьего здесь не дано — нельзя быть чуть-чуть беременной. Решать надо российским чиновникам — мяч на их стороне. Если Россию устраивает нынешнее положение вещей, то КС — ее проблемы, пусть с ним она и работает, а мы должны сами подумать, как самостоятельно, без чьей-либо значительной помощи, обустроить свою жизнь. Но это уже другая тема и разговор, думается, впереди…

Поделиться
Комментарии