Канун круглой годовщины начала Второй мировой войны в Европе ETV и Первый (российский) канал отметили премьерами. Российская телепремьера носила явный антинацистский характер, эстонская — антикоммунистический. Обе премьеры с претензией на историческую объективность, но, если сложить их вместе, то ясных причин начала Второй мировой войны не получается: с одной стороны агрессивная внешняя политика Гитлера, с другой — кровавый тиран Сталин. С одной стороны — пострадавшая Европа и СССР, с другой стороны — одни только пострадавшие страны Балтии плюс плохо скрываемая балтийская русофобия.

Мог ли Сталин остановить Гитлера, задаются вопросом российские кинодокументалисты. Мог, если бы не двойственная предвоенная политика Франции и Англии. Мог, если бы Чехословакия попросила помощи у СССР и если бы Польша пропустила советские войска к границам Германии. Оправдана ими и политика Сталина, пытавшегося оттянуть начало войны, после целого ряда англо-французских договоров с нацистской Германией. Оправдана и стратегия выдвижения границ СССР на Запад: группа армий "Север" почти на полгода увязла в боях на территории балтийских республик СССР. Оперативное преимущество внезапного удара было потеряно, армия связала себя блокадой Ленинграда и не смогла к концу 1941 года выдвинуться на московские рубежи.

Общий недостаток обеих премьер — практически абсолютное игнорирование цивилизационных причин конфликта. Вторая мировая война рассматривается как конфликт двух политических режимов — нацистского и коммунистического (большевистского). Между тем истинная причина Второй мировой войны очевидна — традиционная европейская экспансия на Восток. Цивилизационный характер конфликта объясняет и поведение западных стран — Франции, Англии, и пострадавших лимитрофов — Польши, Литвы, Латвии, Эстонии.

Нас не должно обманывать то обстоятельство, что Польша накануне войны пыталась проводить самостоятельную внешнюю политику, поскольку она была лишь частью санитарного кордона вокруг России. Геополитически Польша и страны Балтии лежат на магистральных путях европейской экспансии, что часто дает им основания объявлять себя мостом между просвещенной Европой и диким Востоком, т.е. Россией. Столь выгодное с коммерческой точки зрения геополитическое положение имеет и очевидные недостатки — во времена цивилизационных обострений с интересами лимитрофов не считается ни Запад, ни Восток.

Для Литвы и Польши это тем более обидно, что в не таком уж далеком прошлом они сами рассматривали Россию как пространство для экспансии (колонизации). Польша, расположенная между Германией и СССР, была обречена вступить в войну либо на стороне Гитлера и оказаться в числе побежденных, либо на стороне СССР в стане победителей. Распространенное в странах Балтии представление о том, что участия в войне можно было избежать, если бы не сговор Сталина и Гитлера (пакт Молотова-Рибеннтропа), противоречит объективным историческим реалиям. Пропагандой этого взгляда на причины Второй мировой войны озабочены западные кинодокументалисты. В начале войны их больше привлекает страдательная сторона малых народов Европы и зверства большевиков.

В этой связи любопытна точка зрения российского премьер-министра Владимира Путина, предложенная им полякам накануне скорбной даты:

"И нет такого судьи, который мог бы вынести прошлому абсолютно беспристрастный вердикт. Равно как нет и страны, которая не знала бы трагических страниц, крутых переломов, государственных решений, далеких от высоких моральных принципов. Мы обязаны извлекать уроки из истории, если хотим иметь мирное и счастливое будущее. Однако крайне вредно и безответственно спекулировать на памяти, препарировать историю, искать в ней поводы для взаимных претензий и обид". (В.В.Путин. "Страницы истории — повод для взаимных претензий или основа для примирения и партнерства?". Gazeta Wyborcza. 31.08.2009.)

С таким подходом трудно не согласиться: есть высший Судия, а объективные земные судьи последний раз собирались в Нюрнберге (современные европейские трибуналы не в счет). Сегодня в Польше Путин говорил о том, что объективная картина начала Второй мировой войны была многоцветной. В статье он выразился еще более откровенно:

"Полуправда всегда коварна. Былые трагедии — недоосмысленные, либо осмысленные фальшиво и лицемерно, неизбежно ведут к появлению новых историко-политических фобий, которые сталкивают между собой государства и народы. Влияют на сознание общества, искажая его в угоду недобросовестным политикам".

Нас долго кормили советской полуправдой, но "демократическая" полуправда оказалась еще более унизительной, потому что быстро породила в странах Балтии эпидемию ксенофобии (русофобии), целый комплекс экзистенциальных фобий и реваншизм, причем не только в отношении истории. Если подходить к вопросу формально, то жизнь балтийских народов в составе СССР была социально комфортной (гарантированной) и безопасной, а платить за нее приходилось необременительными для большинства населения ограничениями в свободе слова и свободе передвижения. Развивались балтийские языки, национальная литература и искусство, кинематография, наука, и т.д.

Ныне никто ни в чем не уверен. Ныне эстонское общество поражено страхом за свое национальное будущее, язык и культуру, чему немало способствует негативная демографическая ситуация (стабильно отрицательный баланс в приросте народонаселения), сокращение трудоспособного населения, старение общества, антинародная внутренняя политика, и т.д.

Полтора месяца назад бывший министр обороны (1994-1995), а ныне независимый наблюдатель Энн Тупп выступил со статьей "Что же погубило русский народ?" (DELFI 20.07.2009). Не пытайтесь найти в его статье ответ на этот забавный вопрос: русский народ экзистенциальными фобиями не страдает. Любопытно, однако, что Энн Тупп подвергает сомнению дату официального начала Второй мировой войны и агрессора, ее развязавшего:

"Многие факты, трактующие Вторую мировую войну, являются вопросами соглашения: например, дата начала войны. В общем признается, что это было 1 сентября 1939 года, когда Гитлер напал на Польшу. <…> Возвращаясь к событиям позднего лета 1939 года, не вдаваясь в путаницу дипломатических игр, до сентября и далее до конца 1941 года невозможно ошибиться в определении государств, начавших войну: это были Германия и Советский Союз, и войну они начали в качестве союзников".

Оставим пассаж без комментариев, однако будем помнить, что немецкое военное кладбище на Марьямяги в Таллинне устроено тем, кто погиб в ходе Второй мировой войны на территории Эстонии в период с 1939-го по 1945 год. Поэтическая вольность (война пришла в Эстонию не 1939, но в 1941году и закончилась не в 1945, но в 1944 году) позволила присоединить к немецким солдатам еще и эстонских. У образованных посетителей кладбища такая вольная трактовка истории Второй мировой войны в Эстонии вызывает удивление.

Впрочем, следует отдать Туппу должное. С прямотой военного он предъявляет претензии не только к Советскому Союзу, но к антигитлеровской коалиции в целом:

"… и еще — до тех пор, пока союзники СССР — США и Англия — по меньшей мере не извинятся за свое двуличное отношение к самоопределению маленьких государств <…> не может быть адекватной и справедливой истории".

К счастью, история такова, какова она есть. История не приемлет эмоциональных оценок и она никогда не бывает справедливой или несправедливой. Другое дело, что нам не всякая история нравится, вот и бывший министр обороны далее размышляет почти о том же:

"… если история России сможет дать ответ на вопрос, какая идеология — коммунизм или фашизм — принесла русскому народу в XX веке больше жертв и страданий, — восторжествует правда".

Правда никогда не торжествует, ибо в некотором роде "торжество" это свойство присущее исключительно истине. Правда — это право и обязанность свидетельствовать об истине, когда истина находится под запретом. Истина тоталитарна и не приемлет демократического плюрализма мнений. В архивах можно найти любую "правду", но истина от этого не перестает быть истиной.

Завтра эстонские ветераны Второй мировой войны соберутся на Марьямяги, чтобы отметить официальное окончание войны, и вновь будут звучать не речи, но целые доклады о боевом пути борцов за свободу Эстонии в рядах Waffen SS. Понятно, что в настрадавшуюся Польшу с такими "докладами" им лучше не соваться.

Какое впечатление оставил у вас этот материал?

Позитивно
Удивительно
Информативно
Безразлично
Печально
Возмутительно
Поделиться
Комментарии