Последнее время сотрудничество двух городов (у которого, кстати, 6 июня тоже маленькая круглая дата — 10 лет) заметно активизировалось, и это стало поводом для интервью корреспондента "Инфопресс" с главой администрации города Кингисеппа Виктором ГЕШЕЛЕ.

В чем выгода?

- Виктор Эвальдович, строго говоря, Кингисепп упоминается в связи не только с Йыхви: недавно пресса писала о телемосте между учебными заведениями Кингисеппа и Силламяэ, о том, что в Кингисепп приезжали убирать места захоронений солдат Великой Отечественной нарвитяне… Наверняка это перечень неполный. Дайте, пожалуйста, общий обзор всех связей возглавляемого вами города с Эстонией.

- Сотрудничают, помимо администраций муниципалитетов, общественные организации, учреждения социальной сферы, что-то делается в порядке частной инициативы… Все это сотрудничество определяется одним емким понятием — "приграничье". У нас есть общее прошлое, его не перечеркнуть, как бы кто ни хотел, а если помнить прошлое — наступит черед и будущего.

Наиболее тесными, побратимскими, узами Кингисепп связан с Йыхви, и это продолжается уже десять лет. В Кингисеппе у истоков этих связей стоял тогдашний глава нашего района, а ныне вице-губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. В последнее время мы стараемся поднять эти отношения уже на уровень контактов между всей нашей областью и всем Ида-Вируским уездом Эстонии, что хорошо было видно во время апрельского визита в ваш регион вице-губернатора Ленобласти Григория Дваса. Этот визит был организован благодаря деловым и дружеским контактам двух наших городов.

- А непосредственно на уровне отношений "Кингисепп — Йыхви" чем можете похвастаться?

- Эти взаимоотношения развиваются по двум главным направлениям — бизнес и культура. В части бизнеса особо похвастаться пока нечем, в том смысле, что материальные ценности совместно не производятся. Но предприниматели двух регионов знают друг друга, отношения поддерживают, советуются. В прошлом году завершился международный проект "Интеррег IIIА, приоритет Север, Развитие устойчивых сетей сотрудничества между муниципалитетами, структурами поддержки бизнеса и предприятиями городов Йыхви и Кингисеппа", общей целью которого было развитие партнерства. По итогам проекта мы подписали соглашение по реализации проектов сотрудничества в различных сферах интересов на период до 2013 года. Сейчас на очереди — проект, результаты которого могут стать для кингисеппцев более зримыми. Возможно, осенью с помощью эстонских партнеров нам удастся попасть в новую европейскую программу, в рамках которой мы сможем серьезно продвинуться в решении проблемы водоснабжения и водоотведения Кингисеппа. Город уже более 30-ти лет пользуется водой реки Луга, и мы хотим или принципиально обновить технологию поверхностного водозабора, или перейти к обеспечению водой из подземных скважин.

- А если этот европроект не состоится — над чем станете работать с эстонской стороной?

- Культурные, спортивные, молодежные связи, развитие бизнес-контактов — были и останутся. Не получится войти в европроект, чтобы решать проблему водоснабжения, — значит, будем вместе с коллегами из Йыхви продвигать решение вопросов транспорта и логистики, в частности, строительства нового моста через Нарову. Поддержка со стороны правительства Ленобласти в этом деле уже есть. Может быть, станем работать над созданием российско-эстонской сети стоянок для яхт. Перспективные темы сотрудничества также энергетика, новые технологии. Во время апрельской поездки в Эстонию мы общались на эту тему и получили богатую пищу для размышлений.

- В 2007 году, после небезызвестных "бронзовых" событий, казалось, что Россия от Эстонии отвернулась всерьез и надолго. Но и двух лет не прошло — и вот уже видны попытки возродить деловые отношения с российской стороны. Почему? Что заставляет вас идти навстречу Эстонии?

- То, что мы видим абсолютно нормальную встречную инициативу со стороны Эстонии, со стороны властей северо-восточного региона. Да и простые эстонцы неоднозначно оценивают поступки своего правительства, которые привели к тому, что российский капитал свернул свой бизнес в Эстонии и от этого пострадали и ее жители, и бюджет.

Вернуть всё невозможно, но мы должны сделать так, чтобы проблемы не усугублять и появилась бы почва для возрождения отношений. Опять-таки вспомню это слово — "приграничье". Мы с обеих сторон границы, можно сказать, говорим на одном языке, знаем основные заботы друг друга, часто созваниваемся, чтобы узнать, как у побратимов дела. Жители Петербурга, Москвы смотрят на вещи несколько иначе, но хотелось бы, чтобы модель отношений в приграничье постепенно распространилась и на отношения межгосударственные.

- Виктор Эвальдович, все-таки непонятно — в чем конкретно здесь выгода, например, для Кингисеппа? Скажем, во время визита Григория Дваса шла речь о будущем новом мосте — так ведь трасса от этого моста пройдет мимо вашего города. Или взять конкуренцию портов Силламяэ и Усть-Луга: если грузы пойдут через первый — их не хватит второму…

- Для нас Эстония — это прямой и стратегический канал общения с Европейским Союзом. До кризиса выгода России состояла в использовании эстонского транспортного коридора для выхода на европейские рынки. А сейчас только в нашем приграничном районе прекратили свою деятельность около десяти предприятий, которые обслуживали этот коридор и пострадали от его закрытия. Была наработанная логистика отгрузки через Эстонию леса, углеводородов, зерна, металлов, и кингисеппский бизнес в этом был задействован.

Что касается взаимоотношений двух портов… Когда мы были в Силламяэ, то в беседах с руководителями вашего порта наметили механизм нормальной кооперации Силламяэ и Усть-Луги. Может быть создана даже координационная рабочая группа. Обоим портам есть чем дополнить друг друга.

- Кстати, как развивается Усть-Луга?

- Чтобы Усть-Луга стала полноценным портом, необходима развитая инфраструктура. Российская Федерация выделяет значительные бюджетные средства на дноуглубительные работы, на строительство железной и автомобильной дороги к порту, на развитие его энергоснабжения. А дальше — идет уже рост бизнеса, который владеет непосредственно портовыми терминалами и развивает их.

Сейчас в Усть-Луге действуют паромная переправа на Калининград, угольный порт, универсальный порт. В стадии открытия — порт по перевалке накатных грузов, контейнерный терминал. В этом году начнет работу первая очередь терминала по перевалке темных нефтепродуктов.

- Много ли в Усть-Луге и в Кингисеппе эстонских фирм?

- Они присутствуют. Сегодня эстонские фирмы работают на мелких субподрядах и в Кингисеппе, и в порту. Присутствие эстонского капитала могло бы быть значительно больше, если бы не конфликт 2007 года.

- Как рядовые кингисеппцы относятся к попыткам уладить отношения с западным соседом?

- У меня как у главы администрации есть определенные каналы связи с общественностью, и за четыре года, что я на этом посту, я ни от одного горожанина не слышал: "зачем это делается?" Будь кто-то против — хотя бы одна "весточка" точно дошла бы.

- Даже в условиях экономического кризиса никто не говорит: "чего это нам о благе Эстонии заботиться, когда себя спасать надо"?..

- А в сотрудничестве вопрос не ставится так, что оно ведется ради какой-то одной стороны. Сотрудничество должно быть взаимовыгодным.

Под ударами кризиса

- Как выживает город-побратим нашего Йыхви в условиях мирового кризиса?

- Кризис ударил и по Кингисеппу, это однозначно. До этого уровень безработицы у нас составлял не более 0,9 процента, и то считалось, что это в основном люди, которые уже сами работать не хотят. Сейчас трудности у всех — и у малых, и у крупных предприятий. Например, наш завод "Фосфорит" не может продать свою продукцию — удобрения — на европейские рынки и ищет новые. Очень пострадал наш строительный сектор. Предприниматели пытаются сохранить коллективы, веря, что кризис на десятилетия не растянется. Но предприятиям сегодня очень сложно получить банковские кредиты, несмотря на то, что правительство обещало помощь в этом вопросе.

Итог — сейчас мы имеем в городе 2-процентную безработицу. Правда, по нашим прогнозам, дальше скачкообразно расти она все-таки не будет. Наше спасение — то, что активно работает усть-лужский порт, очень активно развивается кингисеппский молочный завод, через месяц запускается современный домостроительный комбинат. Есть на кого опереться.

- В Эстонии урезаются государственный и местные бюджеты. Бюджет города Кингисеппа тоже приходится сокращать?

- Ожидаемое сокращение, в расчете на год, составит не более 10 процентов. Что нас ждет в 2010 году — пока не знаю, это будет видно осенью.

Размер нашего городского бюджета — 350 миллионов рублей, или около 10 миллионов евро. Но сравнивать кингисеппский бюджет с йыхвиским трудно: у нас несколько разные задачи. Например, Йыхви через свой бюджет финансирует садики и школы. В Кингисеппе эту задачу решает не город, а второй уровень самоуправления — район.

В бюджете есть текущие расходы и есть затраты, которые планируется сделать для развития, инвестиции в будущее. Вот эти расходы на перспективные проекты у нас сокращаются примерно в четыре раза. Это очень серьезный удар!

- На ваш взгляд, у экономического кризиса в России и в Эстонии больше сходств или различий?

- Процентов на 80-90 кризис у вас и у нас похожи. Их объединяет связь с крахом строительной индустрии. И в России, и в Прибалтике в минувшие годы процветания строительство базировалось на финансах, которые были привлечены с рынков Европы и Америки. Там начался финансовый кризис — и докатился до нас.

- Напоследок отвлечемся от проблем. Расскажите, как Кингисепп планирует отметить свой юбилей.

- 625-летие Яма-Ямбурга-Кингисеппа будет торжественно отмечено 12 июня — в День России. Кингисепп в этот день станет центром торжеств всей Ленинградской области, и на мероприятие ожидаются губернатор и вице-губернаторы области. Приглашаем и соседей из приграничного Ида-Вируского уезда Эстонии разделить с нами радость от этого праздника.

Какое впечатление оставил у вас этот материал?

Позитивно
Удивительно
Информативно
Безразлично
Печально
Возмутительно
Поделиться
Комментарии