Аарне Рубен: Ненасытная жена президента Ильвеса
У первых леди Литвы и Латвии вообще нет личных служебных автомобилей, для служебных поездок они пользуются автомобилями канцелярии. И первый господин Финляндии Пентти Араярви, который в качестве профессора получает больше своей жены Тарьи Халонен, не видит никаких оснований требовать от государства дорогостоящие машины. Также Карла Бруни ездит с официальными визитами со своим мужем на одной машине или покупает себе сама то, что хочет.
Первая леди Франции, сама в качестве модели и певицы участвовавшая в рекламе автомобилей, и вряд ли передвигающаяся пешком, была бы поражена, если бы услышала, что в одной маленькой северной стране, семьсот лет пребывавшей в рабстве и теперь весьма активной, закон позволяет первой даме государства иметь служебный автомобиль, купленный на народные деньги. Миллион крон для Эстонии — всего лишь одна стотысячная от всех доходов государства, но богатая Карла Бруни наверняка купила бы автомобиль сама. Она знает, что даже одну стотысячную необходимо направить нуждающимся.
Или, может, техасское ранчо президента Буша содержит государство США? Может, в бытность Буша президентом государство оплачивало на ранчо счета за электричество, отопление, вывозку мусора и прочее? Президент Эстонии обходится гораздо дороже, чем президент великой державы за океаном.
Пару лет назад поступила информация, что когда Эвелин Ильвес ездила в частный отпуск в Лапландию, то под ней свистели шины однообъемника из президентской канцелярии, а ее сопровождали два телохранителя. Внедорожник был выбран по предписанию работников канцелярии: именно соображения безопасности вынуждали ехать на самой новой Audi. У Audi A6 Allroad, имеющей возраст два с половиной года, риски безопасности, конечно, резко возрастают… Если бы Света Медведева отправилась в поездку в сопровождении телохранителей на своем VW Golf, то были бы ли ее риски безопасности в четыре раза больше (ведь ее автомобилю десять лет)?
Какие же были риски госпожи Ильвес в Лапландии? Кто вообще за границей знает жену эстонского президента? Или вдруг ФСБ ее похитит? Ингрид Рюйтель свободно ходила одна по магазинам Таллинна — и никто ее не беспокоил.
Президентская пара обходится бедному народу на самом деле слишком дорого, однако, это не означает, что наш президент не имеет достижений. У Ильвеса, несомненно, свое видение, и он являлся примирителем партий и арбитром, как и его предшественник. И все-таки и у Арнольда Рюйтеля имелся хутор на Сааремаа, и, если бы даже тогда действовал закон о служебных президентских компенсациях, экс-президент не позволил бы перекачивать государственные деньги в свое жилье.
Экс-президент не допустил бы и того, чтобы его хутор так просто превратился в президентскую резиденцию. И его жена не разъезжала по круизам в отпуск, а, в основном, по конференциям, посвященным фольклористике — причем без телохранителей с повышенной боевой подготовкой, без внедорожника, потому что было бы весьма странно, если бы они попали в академическую среду!
Исторически мы находимся на обочине государств с византийскими традициями правления. Согласно русским (и в каком-то смысле советским) обычаям правителю все дозволено. Подданные, согласно византийским традициям, должны уважать его особые права. Также и эстонец крайне сговорчив в отношении действий правителя: отец государства противозаконно отгородил полосу берега, ничего, обойдем!
Мы не должны пользоваться предусмотренными законом правами, по которым все берега Эстонии открыты для прогулок всем и там не могут устанавливаться ограды частных владений. Может уже завтра правитель покажет сговорчивому эстонцу узор своих подошв, а мы только охаем: он такой великий человек, что мы, маленькие люди, соображаем в этом…
Победитель может в тяжелые времена экономического кризиса забрать все, также тогда, когда проигравшие мучаются от безработицы. Гражданин покорно развесит уши и оплатит хозяйственные расходы отцы государства, купит его жене наимоднейший автомобиль. Ладно уж, может Ильвес и вправду хороший президент и большой государственный муж.
Но об этом величии имеется одна сказка, в которой дед поймал в озере золотую рыбку и задумал с ее помощью провести ряд славных мероприятий. Но величие замыслов деда испортила его жена, которая захотела золота, модные платья и дворец.