Евровыборы: оптимистичный подход
Среди разъяснений подобного рода важно, кто их раздает. Если это эстонский деятель, то, скорее всего, речь пойдет о "руке Москвы" со ссылками на сборник эстонских анекдотов — ежегодник Охранной полиции. Если некто с неэстонской фамилией, то, скорее всего, мне скажут, что голосовать опять не за кого, а если и есть за кого, то голоса обязательно растащат.
В этом смысле интересно изучить статью Михаила Петрова "Оглянись вокруг себя". Перебрав с пяток фамилий и не остановившись ни на одной, уважаемый публицист приходит к выводу, что "Русской общине не нужны ни "левые" демократы-пирожки, ни "правые" сталинисты-националисты. Общине нужен вменяемый лидер". Понять Петрова сложно, так как в июне грядут выборы не лидера русской общины, а депутатов Европарламента. Уточнение значимое: странно было бы выбрать "лидера" и тут же спровадить его на пять лет в Брюссель. Вместе с тем Петров исследует именно лидерские качества двух "почти реальных кандидатов" — Георгия Быстрова и Димитрия Кленского.
Сближение кандидата в Европарламент и лидера общины становится понятным, когда Петров озвучивает свой ответ на вопрос "как?": независимый кандидат. "В том, что русской общине нужен единый кандидат, предпочтительно беспартийный, знающий ее проблемы, имеющий представление о том, как эти проблемы исчерпать, не лезущий за словом в карман, умеющий отстоять свое мнение на любом уровне, и т.д. — нет никаких сомнений. Положительный опыт избрания единого кандидата у нас есть, хотя конечный результат и нельзя назвать впечатляющим".
Когда на прошлых выборах в Европарламент я пробивал схему единого кандидата, то решал совсем другую задачу — нужно было, чтобы ОНПЭ, или как там она называлась, приняла участие в выборах, не участвуя в них. Смысл был простой: партия, если она партия, не имеет права проигрывать все выборы подряд. И, хотя схема "единого кандидата" строилась мной совсем не под Быстрова, а под Андрея Арюпина, она в итоге почти сработала — во всяком случае, вопросов к партии не было. Сейчас же "объединенные левые" и РПЭ уже заявили, что идут на выборы. Стало быть, схема одиночного кандидата уже не проходит, так как тогда тезис скептиков о растаскивании голосов обретает смысл.
Самое смешное и одновременно печальное для нас в том, что выборы в Европарламент для нас — самые реальные и значимые. Во-первых, у нас есть этот мандат: русских граждан Эстонии в стране — 19%, а мандат стоит 17% голосов избирателей. Во-вторых, совершенно понятно, зачем нам этот депутат: для постановки русского вопроса в Эстонии на европейском уровне. При этом, в отличие от парламентских и местных выборов, совершенно все равно, войдет ли наш депутат в "коалицию" или в "оппозицию" в Европарламенте, так как там эти материи практически никакой роли не играют. "Один в поле не воин",- это не про Брюссель. Также русский (от Эстонии) депутат Европарламента не перегружен сверхожиданиями, что тоже немаловажно.
При этом любая "демократия" при выборе нашего единственного депутата в Европарламент автоматически оборачивается победой над нами Ансипа. Я, например, не хочу больше "побед" надо мной Ансипа, Пихля или Лаара.
Что же касается кандидатов, то у нас их больше, чем один. Гораздо больше. При этом есть один, как будто специально для Европарламента придуманный — Алексей Семенов. Которому не надо ни объяснять свою программу, ни рассказывать, кто он такой и откуда. Если ты, читатель, прожил в Эстонии последние двадцать лет и не знаешь директора Центра информации по правам человека Алексея Семенова, то значит, что на глобусе есть еще какая-то Эстония, которая не здесь… Проблема в другом — как упросить сознательно вышедшего из политики человека вернуться в нее?
Изучая отвращение от власти, комментаторы исследования не смогли пройти мимо универсализма Алексея Семенова, а кто-то вообще решил, что его назначение на пост министра иностранных дел было бы божьей благодатью для Эстонии… Так к этому и предлагаю относиться: евродепутат — это наш посол в Европе. Посол, избранный всем миром. Кстати, до сих пор мы откровенно паразитировали на Татьяне Жданок, которую, в общем, не избирали. Но уж такой она человек, которого чужое горе не оставляет равнодушным. Для меня, например, важно, что ее срочный приезд в Таллинн 30 апреля 2007 года оказался куда полезнее, чем визит думаков Ковалева и Слуцкого. (Как-то неприличным считается спрашивать у бывшего кандидата в Европарламент Быстрова, где он был в конце памятного апреля, какие телефонные номера набирал и на кого орал, требуя прекратить "это все". А ведь можно, а в нынешних обстоятельствах даже нужно спросить.)
Лет восемь тому назад, выступая на организованной ОНПЭ научно-практической конференции (в контексте статьи даже угадывать не надо, кто именно ее организовал), Людмила Ганс (потенциально безусловно лучший депутат Европарламента, чем Катрин Сакс или Тунне Келам) сказала, что за мнением русской интеллигенции Эстонии ходить не надо, так как эта интеллигенция сидит в зале. И на тот момент была права. Хватило же у нас когда-то ума избрать в Рийгикогу профессора Сергея Исакова!
Титаническими усилиями бездарей из ОНПЭ интеллигенцию вывели за скобки партии. Остались одни "красные директора", один из которых, Быстров, на прошлых выборах в Европарламент при полностью включенном зеленом свете набрал 2,2% из 17% требуемых. И почему-то считает это, во-первых, собственным, и, во-вторых, достижением. У меня, например, нет сомнений в том, стоит давать ему еще один шанс или нет.
Рассуждения о "красных директорах" имеют совершенно отчетливый смысл, так как именно с ними надо будет договариваться о первом для Семенова месте в списке. И здесь моя позиция предельно понятна: двигайтесь, господа! И аргументация понятна: Быстров, Егоров, Сергеев и т.п. очень много задолжали нам, избирателям. Очень много политического труда ими не сделано. А посему время подумать не о себе, любимых, а о нас. Выборы — не время трясти своими неизменными грезами о будущем.
Кстати, выдвинутое выше требование — не ультиматум, а честная сделка. Выборы обещают быть исключительно партийными, т.е. в бюллетене для голосования будет только название партии, без персоналий. Так что и Семенову, и Быстрову с Тоомсалу, а также Кленскому придется агитировать за "Объединенную левую партию". Откровенный политический лузер получает ресурс в виде участия в своем списке уважаемых людей, реальные виды на продвижение своего депутата в Европарламент и хорошую раскрутку к муниципальным выборам. Так что надо брать Семенова в список, ставить его первым номером и проводить кампанию так, чтобы мы, избиратели, могли потом сказать: есть такая партия!
Несколько слов о Юрии Мишине, который вроде как решил баллотироваться по списку Русской партии. Если это его окончательное решение, то оно непростительное, так как выше уже было сказано, что любая "демонстрация флага" за пределами одного списка есть не демократия, а предательство. У нас есть только один мандат, и взять его — наша задача! В очередной раз позволять РПЭ путаться под ногами — непозволительная роскошь. Мишин долго подготавливал нас к тому, что он возьмет эстонское гражданство и пойдет в линейную политику. Участие этого авторитетного в Нарве человека в списке РПЭ — явный фальстарт.
Вывод: не иметь своего депутата в Европарламенте нам уже просто стыдно. Осталось уговорить Семенова, пару десятков партийных бонз и тридцать тысяч избирателей. Подсказка: меня уговаривать уже не надо. И я очень расстроюсь, если мандат моего депутата опять уйдет к этим Пыдерам.