Россия угрожает прекратить продажу газа Украине, если та отказывается платить требуемую цену. Украина, в свою очередь, обещает увеличить транзитную плату за экспортируемый в Европу газ. Европейские государства, страшась прекращения поставок, с замиранием сердца ждут заключения очередного временного соглашения. Причинами конфликта являются инфраструктура природного газа, происхождение необходимого для транспортировки т.н. технологического газа и участие посреднических фирм в поставках газа.
С развалом Советского Союза Украина унаследовала наиболее существенную часть инфраструктуры природного газа: систему трубопроводов с насосными станциями и природными подземными хранилищами сжиженного газа, которые предназначены для экспорта газа в Центральную и Западную Европу. У России остались запасы и производство природного газа.
История и обстоятельства возникновения договоров
За счет принадлежащих Украине разведанных месторождений газа едва покрывается треть потребностей страны, на экспорт не остается ничего. В распоряжении России имеются самые большие в мире запасы газа, однако ограничение скромным внутренним рынком означало бы отсутствие крайне необходимых валютных поступлений, поэтому и нужны протянутые на запад трубопроводы для транспортировки подземного газа.
В соответствии с договорами, берущими начало еще во времена Советского Союза, Газпром должен передавать газ европейским партнерам на их бывших границах с Советским Союзом. Как Газпром доставит газ через территорию Украины — европейцев не заботит. Поэтому Россия неоднократно пыталась взять под контроль Газпрома принадлежащую Украине газотранспортную систему. Без украинских газопроводов Газпром не может продавать газ Европе. Без российского газа на Украине остановятся тяжелая промышленность и производство электроэнергии.
В 90-е годы Украина могла брать из объединенной газовой системы двух государств столько газа, сколько ей было нужно. Как только Газпром попытался потребовать выплаты долга за использованный газ и ограничил его поставки, Украина забрала свою часть из направляемого в Европу экспорта, и Газпрому, под давлением европейских партнеров, пришлось восстановить поставки газа Украине.
Для транспортировки газа потребно некоторое количество этого самого газа, который крупные насосные станции используют в качестве топлива. До января сего года эту часть покрывал Газпром. Теперь же Россия требует, чтобы для транспортировки газа Украина использовала свой газ, поскольку у Газпрома возникло подозрение, что для транспортировки требуется меньше газа, а избыток Украина берет себе.
Договоренности о выплате возникшей в 90-е годы задолженностей были достигнуты в 2002 году, когда премьер-министром Украины был Виктор Ющенко. Через два года между украинской государственной фирмой Нафтогаз и российским газовым монополистом Газпром был заключен договор об организации поставок газа на следующие пять лет. В декабре 2005 года Газпром прервал договор и в январе 2006 года сделал неожиданное предложение об использовании посредников.
До января этого года потребители газа на Украине не платили за используемый газ ни Газпрому, ни Нафтогазу. Природный газ импортировал в Украину РосУкрЭнерго, половина которого принадлежит Газпрому (через зарегистрированную в Швейцарии дочернюю фирму Rosgas Holding AG), владельцами другой половины (также зарегистрированной в Швейцарии) являются предприниматели Дмитрий Фирташ и Иван Фурсин.
Запутанная схема посредничества
РосУкрЭнерго покупает газ у Газпрома и из Средней Азии, но продает его не напрямую украинскому государственному газовому предприятию, а совместной фирме РосУкрЭнерго и Нафтогаза — УкрГазЭнерго. РосУкрЭнерго производит реэкспорт через Украину купленного в Средней Азии газа.
Нафтогаз управляет всей газотранспортной системой Украины, но доход получает только от продажи отечественного газа населению и производителям тепла. За продаваемый украинской промышленности и производителям электроэнергии газ плату получает УкрГазЭнерго. Последняя получила долю также в украинских подземных газохранилищах.
Неизвестно, чьи интересы представляет РосУкрЭнерго. В СМИ звучали намеки на связь с посреднической схемой российских и украинских олигархов и высокопоставленных государственных чиновников. Таким образом, владельцы крупных потребителей, т.е. промышленных предприятий, и представители власти лично заинтересованы в своевременной оплате газа.
Если все важные лица и предприятия включены в схему, то почему уже в течение четырех последних лет перед Новым годом и сразу после него повторяется один и тот же скандал? Это, несомненно, весьма доходный бизнес, если ради участия в нем или увеличения имеющейся доли и устранения соперников устанавливаются препятствия к заключению прямого договора между Газпромом и Нафтогазом. Хотя 24 октября 2008 года была достигнута предварительная договоренность, необходимая для заключения прямого договора, планировавшееся на ноябрь заключение договора на поставки газа не состоялось.
В выигрыше от запутанной схемы посредничества остаются те, кто делит между собой прибыль. В проигрыше — экономика и общество Украины, потому что произрастающая из сомнительных сделок коррупция подрывает государственность и влияет на политические решения. В проигрыше также Газпром, поскольку часть дохода от экспорта газа проходит мимо предприятия. Кроме того, непрекращающиеся скандалы с Украиной вредят репутации России как газового монополиста.