Уважаемая г-жа спикер, уважаемые члены Рийгикогу, Ваши превосходительства, выражаю благодарность Рийгикогу за предоставленную мне возможность дать правительственный обзор политики Европейского Союза.

Позвольте мне сначала сделать небольшое отступление и обратиться к нашей недавней истории. Середина декабря семнадцать лет назад была наполнена событиями, заслуживающими упоминания и в контексте сегодняшнего выступления. Со вчерашним днем семнадцать лет назад связано историческое решение о роспуске государства, цинично использовавшего в своем названии слово "союз", символизирующее свободное волеизъявление. Это положило конец режиму, создание которого стало одной из крупнейших геополитических катастроф 20-го века.

И лишь днем позже, в Маастрихте, двенадцать свободных государств заключили договор, обновивший архитектуру единой Европы. Акт рождения Европейского Союза имеет особое значение для Эстонии, т.к. в это же время только что созданный союз приветствовал восстановление независимости Эстонского государства.

Дамы и господа.

Членство Эстонии — это не просто использование исторических возможностей — быть в нужном месте в нужное время. Эта также не шаг, робко предпринятый для повышения национального авторитета или пользы. Наше единение — это естественное развитие выбора, сделанного при создании республики 90 лет назад. Почему? Потому что ценности, на которых создавалась Эстонская Республика, являются ценностями, на которых основано наше общее дело в Европе.

Что же это за ценности? Понимание, что основой для организации жизни общества является свободное волеизъявление личности, и уважение каждым согласованных правил, прежде всего, теми, кто руководит волей других. Что разногласия необходимо решать, в первую очередь, путем переговоров и поиска того, что нас объединяет, а не путем использования силы или ее угрозой. Уверенность в том, что право и власть не являются синонимами.

Мы хотим, чтобы отношения, как между людьми, так и между государствами, основывались именно на этих ценностях. Наиболее эффективной гарантией этого являются наши действия, направленные на укрепление Европейского Союза.

Мы сильны, если наше сотрудничество основано на солидарности. Это также означает волю всех государств всегда находить общий знаменатель. Это не значит, что у нас не может быть разных мнений. Однако наличие различных подходов у государств не означает невозможность нахождения общего мнения. Или то, что не найдется сторон, не желающих этого. Горячие споры не свидетельствую о слабости ЕС. Наоборот, дискуссии — это питомники хороших решений: только так мы можем быть уверены в том, что все продумали.

В нашем сотрудничестве каждая сторона имеет голос, хотя голосование бывает очень редко. Именно желание разрешать разногласия через консенсус делает наш союз уникальным и гарантирует его успех.

Поэтому я никогда не соглашался с теми, кто, как только им начинается казаться, что обсуждение того или иного вопроса принимает неблагоприятное для Эстонии направление, сразу же призывают правительство использовать право вето. Право вето у нас действительно есть, но нельзя им размахивать, исходя из узких интересов. Применение тормоза на пути дальнейшего движения Европы может быть оправдано только тогда, когда это поможет избежать падения в пропасть. Попадания в ситуацию, которая может представлять угрозу сохранению ценностей или нашим экзистенциальным национальным интересам.

Блокировка сотрудничества не является разумной стратегией ни для достижения целей хотя бы одного из партнеров, ни для достижения наших общих целей. Тот, кто блокирует сотрудничество, в долгосрочной перспективе добивается лишь того, что другие также утрачивают интерес к сотрудничеству с ним. Постоянное наложение вето на вопросы показывает также собственную неспособность найти решения.

Это не значит, что государства не должны проявлять критику или хранить молчание в непопулярных для большинства вопросах. Великий европеец Вольтер элегантно выразил принцип, следовать которому крайне важно в деятельности союза: даже если мы не согласны с точкой зрения кого-нибудь из партнеров, мы все должны быть готовы к защите его права на выражение собственного мнения.

В Европе никто не действует в одиночку, и никто не остается в одиночестве. Мы должны сознавать, что только действия в одиночку могут создать обманчивое впечатление о том, что в совместных действиях нет необходимости. Ухудшая сотрудничество или постоянно его игнорируя, мы ослабим эффективность нашего партнерства и создадим превратное мнение о раздробленности нашего союза. Без сотрудничества не было бы Европейского Союза.

Уважаемый Рийгикогу.

Формат нашего сотрудничества можно уподобить, скорее, камерному хору филармонии, чем конкурсу песни солирующих звезд. Хотя в хоре много певцов, каждый голос важен. Невозможно поднять одно государство за счет другого, перечисляя чьи-то многочисленные или менее многочисленные инициативы. Я также не верю в то, что залогом истории нашего успеха является индивидуальное стремление лишь одного партнера. Это не значит, что хороший почин не ценится.

Я уверен, что также как любое другое государство, вступление Эстонии укрепило те ценности, о которых я упоминал в начале выступления. След Эстонии невелик, но он существует и он нужен. Эстония, вне сомнения, придала сил тем, кто пропагандировал либеральную организацию рынка, обращал больше внимания на восточное партнерство в политике союза в отношении соседних государств.

Мы вывели проверенные нами самими, действующие внутренние электронные решения, на уровень Евросоюза, а через это помогли многим согражданам ЕС сделать их жизнь более удобной. Лишь на прошлой неделе, вместе с Португалией, мы представляли в совете ЕС решение, разрешающее жителям Эстонии и Португалии создавать в странах друг друга предприятия, не покидая места жительства. Используя электронные решения и электронное установление личности. В одностороннем порядке мы открыли свой предпринимательский портал и для граждан Бельгии, Литвы и Финляндии. Уверен, что скоро это станет обычным методом создания трансграничных предприятий во всей Европе, во всех странах ЕС.

Для Эстонии членство, конечно же, не является вопросом соотношения пользы-убытков. Членство — это естественное состояние вещей. Такое, как право жителей Эстонии пользоваться, будучи гражданами Евросоюза, небывалыми возможностями и свободами. В конце этой недели, среди прочего, нам представится приятная возможность познакомиться с расширением этих свобод на граждан Швейцарии, когда 12 декабря 2008 года это государство присоединится к Шенгенскому пространству. Это, вне сомнения, прекрасная новость в начале сезона для всех любителей горнолыжного спорта в Эстонии.

Но открытость и свобода оказали позитивное влияние, прежде всего, на экономику Эстонии. 60% экспорта перерабатывающих предприятий Эстонии производится действующими в Эстонии предприятиями других государств. Для Эстонии это — существенная доля одного из наиболее важных секторов экономики. В нем создается большая часть нашей добавленной стоимости, и он предоставляет рабочие места тысячам высоко квалифицированных специалистов. Этих предприятий в Эстонии не было бы, если бы мы не принадлежали к Европейскому Союзу.

В значительной степени успех Эстонии обусловлен партнерством в Европе. Стоит задуматься над тем, в каком состоянии была бы Эстония сегодня, если бы мы не были членом Евросоюза. Очевидно, что в таком случае безопасность Эстонии была бы менее надежной, экономический спад — более глубоким, а для того, чтобы описать жизнь граждан, слово "благосостояние" было бы не к месту. Всем государствам Европы, не входящим в союз, будь то страны, богаче Эстонии, как, например, Исландия, или беднее, как Молдова, сегодня приходится труднее, чем странам Евросоюза.

Поэтому, давайте будем ценить нашу принадлежность Европе и нести связанную с этим ответственность. Выборы в Европарламент состоятся через шесть месяцев. Призываю всех граждан принять в них активное участие. Выборы дают людям возможность непосредственно влиять на направление и темп совместных европейских действий. В этой связи я надеюсь, что граждане еще помнят тех политиков, которые перед вступлением предвосхищали уничтожение и исчезновение Эстонии в Европе. Или тех, кто пытался демонизировать наше возможное партнерство, приводя неуместные параллели с названием режима, оккупировавшего Эстонию. Или тех, кто просто лицемерил и не осмеливался принять решение.

Уважаемый Рийгикогу, Ваши превосходительства.

Реализация правительством политики ЕС — это, прежде всего, правопорядок, который мы с партнерами формируем в Европе. В большей части этот правопорядок регулирует сферы, глубоко затрагивающие внутриполитические выборы. Этим я не хочу утверждать, что у основных внешнеполитических целей Эстонии нет ничего общего с нашей политикой Евросоюза. Конечно же, есть. Но я оставлю эту тему министру иностранных дел, который от имени правительства республики будет выступать перед Вами с обзором внешней политики Эстонии. Сегодня будем говорить, прежде всего, о наших, европейских внутренних выборах.

Дамы и господа.

В ближайшие годы перед нами стоят две больших задачи. Во-первых, способствовать новому экономическому росту и обеспечению долгосрочной конкурентоспособности Европы. Во-вторых, сделать прорыв в международных переговорах по борьбе с изменением климата, и вторая сторона этой медали — создание единого европейского энергетического рынка.

В первую очередь, выход из экономического и финансового кризиса.

Международный кризис финансовых рынков однозначно подтвердил необходимость единой финансовой политики в Европе. Евро — незаменимый залог стабильности рынка и гарант долгосрочного экономического роста. Поэтому важно продолжать расширение европейского валютного союза. Введение евро в Эстонии в ближайшие годы — правительственный приоритет номер один.

Экономическому спаду сопутствует потребность в защите рынка, желание большего вмешательства государства для поддержки, так сказать, "важных секторов". В этом нет ничего нового. Но это неверные решения. Успех Евросоюза и Эстонии заключается в создании открытого экономического пространства, основанного на равных правилах конкуренции. История нашего успеха — это история успеха либеральной рыночной политики. Экономическая сопряженность, как неотъемлемая часть открытости, смягчает влияние экономического спада и создает возможности для нового роста.

Поэтому мы должны, с одной стороны, расширять и углублять свободу внутреннего рынка, в т.ч., идти вперед по пути реформ единой сельскохозяйственной политики. Также необходимо таким образом изменить общий бюджет, чтобы он еще больше поддерживал информацию и направленную на развитие деятельность, являющиеся основой роста экономической конкурентоспособности. Во-вторых, необходимо с силой противостоять попыткам создания барьеров в международной торговле. Я надеюсь, что во время раунда переговоров в Дохе, удастся совершить прорыв еще в этом месяце. Хотя и их провал не может быть предлогом для сворачивания попыток либерализации мировой экономики.

В связи с этим хотел бы подчеркнуть значение трансатлантических экономических связей. Объем торговли между ЕС и США — самый большой в мире. Это делает нас обоих важной силой в системе мировой торговли. Я жду от Еврокомиссии и будущих председателей конкретных шагов в развитии свободной торговли между США и Европейским Союзом.

Сохранение и развитие открытого экономического пространства не означает, что правила рынка не требуют критического пересмотра, а местами и ужесточения. Хотя, устанавливая правила, нельзя снижать способность рынка к саморегулированию. Эстония за то, чтобы правила были разумными, не обуздывали рынок и не приводили к положению, в котором участники рынка не осознавали бы своей ответственности.

Позвольте мене перейти к политике в области климата и энергии.

В следующем году примерно в это же время, в Копенгагене, мы хотели бы достичь новой международной договоренности по вопросам климата. Такое соглашение неизбежно и необходимо. Эстония желает, чтобы на этих переговорах ЕС участвовал единым фронтом, чтобы там звучал наш общий голос. Предпосылкой этого является наше внутреннее соглашение по данным вопросам.

Эстония поддерживает пакет предложений по борьбе с изменениями климата, и я полагаю, что к концу этой недели мы достигнем договоренности и в этом вопросе. Это не торговля за квоты. Кому можно больше выпускать в воздух углерода, а кому меньше. Принципиальным является то, желает Европа двигаться в направлении экологически чистой экономической модели, или нет. А также, хотим ли мы уменьшить, благодаря этому, нашу энергозависимость от третьих стран. Пакет мотивирует государства ЕС к экономии энергии и диверсификации энергоисточников. Естественно, все это имеет свою цену, и в краткосрочной перспективе это означает повышение цен для потребителей. Но если сегодня мы таких шагов не предпримем, в более отдаленной перспективе расходы будут еще выше, а положение еще более нестабильным.

Пакет предложений по борьбе с изменениями климата, в частности, его часть, посвященная возобновляемой энергии, тесно связан с созданием единого внутреннего европейского энергорынка. Создание свободного рынка в Европе началось 56 лет назад с важнейшего по сей день энергоисточника — угля и очень энергоемкого сектора — металлургии. Символично то, что, наконец, мы начали создавать единый энергорынок, способный обеспечивать потребителей надежно и долго, по приемлемой цене и с нанося наименьший вред окружающей среде.

Для того, чтобы рынок действовал, необходимо место и правила. Общеевропейский энергорынок, прежде всего, означает соединения: электролиний, а также газовых терминалов и трубопроводов. Энергетический рынок Эстонии сегодня в значительной степени изолирован от остальной Европы. Поэтому мне очень приятно, что совместно с комиссией мы разрабатываем программу соединений Балтийского моря, которая призвана положить конец разделению нашего электрорынка и объединить энергорынок Эстонии с частотным диапазоном Западной Европы.

На сегодняшний день мы, по сути, договорились о новых правилах рынка. Теперь нужно их внедрять. Обобщая существовавшие ранее исключения и устраняя барьеры. В этой связи я отмечу решение об объединении к 2013 году с электрорынком Северных стран, принятое по инициативе Эстонии на встрече в премьер-министров Эстонии, Латвии и Литвы в Тарту, причем необходимую подготовку к этому надо начинать уже сегодня.

Уважаемый Рийгикогу.

Ратифицированный вами Лиссабонский договор еще не вступил в силу, а сотрудничество в Европе продолжается и развивается в нарастающем темпе. Европейский Союз действует, и Европа становится все более интегрированной.

И здесь я хотел бы выразить благодарность Франции — стране, председательствующей в ЕС. Президенту Саркози пришлось заниматься большим количеством чрезвычайных тем, и он отлично с этим справился. Это показывает то, что ЕС действует как в обычных, так и в кризисных обстоятельствах. Кризисы могут быть глобальными, но также и внутренними кризисами ЕС. С последними также удалось справиться. Наш союз крепок, и эстафетная палочка из одних надежных рук передается другие надежные руки. В этой связи, уже заранее, желаю успеха Чешской Республике.

Дамы и господа.

Знаковыми словами сегодняшнего выступления стали европейское единство и солидарность. Защитим же их, развивая поддерживающие их институты. Продолжим строительство Европы, как в смысле экономического, так и политического союза. Давайте будем расширять и углублять свободы, являющиеся основой нашего сотрудничества, завершив, в том числе и создание единого энергетического внутреннего рынка. Тогда мы достигнем успеха как сообща, так и по отдельности.

Благодарю за внимание.

Поделиться
Комментарии