Злорадство объясняется просто — "рабсила", да еще и дискриминируемая, позарез нужна самой Эстонии. Но с самой критикой нельзя не согласиться. Планы глобального переселения, громко названные "национальной программой", на поверку оказались лишь "протоколом о намерениях", во всяком случае, если говорить о прибалтийском регионе. Более того, редкие переселенцы, сразу откликнувшиеся на призыв, быстро "обожглись", убедившись как в недостаточной продуманности процесса адаптации переселенцев, так и во взяточничестве российских чиновников.
Переселенцы — очень даже разные
Весной этого года реалистичную оценку планов переселения дал директор Центра информации по правам человека Алексей Семенов. Вкратце основными недостатками этой государственной программы надо признать игнорирование мнения потенциальных переселенцев при разработке мер по переселению, отсутствие достаточной экспертизы принимаемых решений и социологических исследований среди будущих переселенцев и населения регионов в России, определенных для переселенцев.
Алексей Семенов справедливо предлагает отказаться от единого подхода к тем, кто пожелает обустроиться в России. Он делит их на три группы — беженцы, мигранты и специалисты. Очевидна не только разная мотивация переезда представителей этих групп, но и разная степень заинтересованности в них самих в России.
Беженцы, как правило, спасаются от этнических чисток и жесткой дискриминации. Для них главное — спасти свои жизни, и они менее всего разборчивы в своих пожеланиях по прибытии в Россию.
Мигранты, а это основной потенциал для переселения, исключительно разнородная масса людей, различающаяся возрастом и квалификацией, широкой географией: от Средней Азии до Прибалтики. Хотя они подвержены государственному психотеррору — неприкрытой русофобии — и их преднамеренно отстраняют от жизни общества в стране проживания, в целом они чувствуют себя пока относительно стабильно. Эта категория переселенцев согласна на переезд при гарантированном сохранении имеющегося у них качества жизни.
Наконец, специалисты. В них, прежде всего, заинтересована сама Россия, как в интеллектуальном капитале. Очевидно, что для этой переселенческой "элиты" необходимо создавать условия для работы и жизни, даже лучшие, чем в странах, где они живут сегодня. Переселенческая диверсификация
В отсутствие социологических данных о настроениях людей, мы провели интернет-опрос, не претендуя на научность. Поступило 515 ответов. Вот ответы на вопрос "Смогли бы Вы переселиться на постоянное местожительство в Россию?". 15% респондентов ответило "да, безусловно". Каждый десятый ответил категорическим "нет". Чуть более 8% ответивших согласны работать в России, но жить в Евросоюзе. И — внимание: почти 55% соотечественников готовы переселиться на условиях "комфортного жилья и достойной работы"! Вот он, ответ скептикам.
А также совет авторам проекта переселения: к переселенцам надо относиться не просто дифференцированно, но чуть ли не как к штучному товару. Соответственно нужно скорректировать и законы, которые также избирательно учитывали бы региональные запросы и особенности, местные инициативы.
К примеру, можно подумать и о конкуренции между российскими регионами по привлечению переселенцев. Это и инновационные программы по интеграции и адаптации.
Очевидно, что надо создавать сеть информационно-аналитических агентств, которые изучали бы региональные ситуации, разрабатывали бы стимулы переселения, обдумывали бы обустройство каждого человека и семьи в отдельности.
Алексей Семенов напоминает, что именно так решали проблему массовой миграции и адаптации репатриантов во Франции после войны в Алжире, а также на протяжении десятилетий в Израиле. И в СССР использовали мощные стимулы для переселения, например, повышенный "северный" коэффициент при оплате труда и прочее.
Кстати, месяц назад в Таллине приступил к работе прообраз таких агентств — инфоцентр, созданный на общественных началах нашим общественным движением "Наша Партия — Партия Справедливости Эстонии". Репатриация — не разовый акт
Инициативная группа при нашем движении предлагает применительно к Прибалтике разделить переселение на три этапа. Разумеется, можно "пропускать" этапы, а то и переселиться сразу, "не глядя". Но мы советуем приглядеться.
Итак, первый этап — ознакомительный. Он предполагает привлечение соотечественников из Прибалтики для разовой работы по контракту "вахтовым" методом или временно сроком до 3-х лет. Сразу упорядочивается "трудовая миграция".
Второй — адаптационный этап. Это уже постоянная работа по контракту глав семей (других работающих членов семьи), то есть реально потенциальных переселенцев по конкретному месту работы и проживание по будущему постоянному месту жительства.
Третий — переселение конкретного лица или семьи. Гарантами этого считаем следующие условия. Это — компактное проживание переселенцев и близость к месту работы. Жилье должно быть малоэтажным и комфортабельным (евронормы), непременно в населенном пункте с развитой инфраструктурой. При выборе переселенцем проживания в коттедже обязателен приусадебный участок. Мы приветствовали бы приобретение не только в долгосрочный кредит, но и по льготным ценам.
Кстати, при желании переселенца и договоренности с местной властью строительство жилья и даже развитие инфраструктуры поселка/города новопоселенцы могут выполнить своими силами, с учетом своих потребностей.
Считаем принципиальным, чтобы переселение осуществлялось на территории, которые не удалены от мест прежнего проживания. Имеется в виду поддержание родственных и дружеских связей, уход за могилами, климат и т.д.. Наиболее подходящими для переселения соотечественников из Прибалтики считаем Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую, Калининградскую и Брянскую области.
Полагаем необходимым изучить возможности ходатайствовать (по желанию) об упрощенном или автоматическом предоставлении российского гражданства при сохранении (по желанию) гражданства страны проживания до переселения.
Бизнес станет закопёрщиком
Мы уверены, что при решении вопросов переселения упор необходимо сделать на привлечение не только и не столько государственного, сколько частного капитала. Например, в вопросе привлечения квалифицированной и легко обучаемой рабочей силы.
Схема проста — предприниматель обязуется обеспечить переселенцев комфортабельным жильем, работой и развитой инфраструктурой. Государство в свою очередь обязуется предоставить бизнесу таможенно-налоговые и иные льготы. В выигрыше были бы все!
На эту тему мы провели успешные переговоры с руководством компании ООО "Усть-Луга", которая является заказчиком-застройщиком морского торгового порта Усть-Луга, расположенного в Лужской губе Финского залива, кстати, всего в 50 км от Нарвы. Тут планируется строительство города с 35-тысячным населением. Для сравнения — в Маарду (рядом — порт Мууга) проживает 15 тысяч людей.
Мы убеждены: именно на таком "мини"-объекте можно опробовать наши "пилотные" целевые проекты переселения руссо-балтов. То есть, нащупать методы и способы решения глобальной задачи переселения, не подставляя Национальную программу. Нами достигнуты договоренности о дальнейшей совместной работе по созданию упомянутых инфоцентров и программе "Соотечественники".
В мае этого года наши предложения и замечания были отправлены в Совет Федерации РФ и Федеральную миграционную службу (ФМС), где они были приняты достаточно благосклонно.
В конце ноября в Таллинне пройдет конференция по проблемам переселения. Ожидаются ответственные чиновники из России — Минсоцразвития, ФМС и МИД. Надеюсь, мы сможем получить утвердительный ответ на интересующий многих вопрос: "Переселение по контракту — это реальность или нет?"
Александр Корнилов, лидер общественного движения "Наша Партия — Партия Справедливости Эстонии", член Совета по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, при Председателе Совета Федерации Миронове С.М.