Случай "невменяемой блондинки"
Загадочная недостача
Как видно из названия, MTÜ EEL занимается рекламированием Европейского союза. Создано объединение в 1999 году. Целью объединения в числе прочего является "развитие активного и открытого гражданского общества" и "поддержка европейских ценностей". Деньги общество получает от фондов — от международного Европейского движения и Европейской комиссии. Полученные деньги, выражаясь современным языком, идут на "развитие проектов". В качестве одного из совместных проектов можно упомянуть Eurodesk — оповещение молодежи о возможностях обучения и работы в ЕС. В MTÜ EEL работают девять человек, часть из тех, кто ведет конкретные проекты, работает на основе договоров трудового подряда.
Какой суммы, якобы потраченной Галоян, не достает в кассе MTÜ EEL? Это не известно и по сей день. Цифры варьируются от 700 000 до 900 000 крон. "Точная сумма где-то посередине", — председатель MTÜ EEL Рийво Синиярв в интервью "ДД" по-прежнему краток.
Интересно, кто все же стоит за этой недостачей? По данным "ДД", с пропажей денег может быть связан некий ответственный работник MTÜ EEL, а деньги пропали еще до того, как Галоян в этом году стала руководителем объединения. Возможно, деньги частично были потрачены на приобретение личной недвижимости. Так как на данный момент "ДД" не владеет достоверной юридической информацией о судьбе этих денег, мы не станем называть имен. Однако понятно, что "проблемные выплаты" бывали в объединении и раньше. Началось это не менее трех-четырех лет назад, а сумма трат всё росла.
В сентябре этого года, примерно в то же время, когда разгорелся скандал вокруг Галоян и Armani, бухгалтер MTÜ EEL написала объяснительную, адресованную тогдашнему руководителю объединения: "В мае, когда я поступила на работу, руководителем была Ульрика Хурт, и я сообщила о недостаче в кассе. Рийво Синиярв не обратил на это внимания и совершенно не учел эту информацию".
В объяснительной бухгалтера мы видим также утверждение, что Рийво Синиярв представлял в бухгалтерию для оплаты счета, содержание которых не соответствует деятельности MTÜ EEL.
Сомнительных счетов в бухгалтерии объединения немало. Например, в декабре 2006 года OÜ Hoochi Mama, торгующему эксклюзивной дизайнерской одеждой, было уплачено 8000 крон и еще 15 000 крон было уплачено спустя несколько недель. Hoochi Mama — это, если верить рекламному объявлению, магазин "для людей с сияющими глазами". Бывший руководитель объединения Айвар Рооп также известен как член правления Hoochi Mama и один из его акционеров. Председатель совета MTÜ EEL Рийво Синиярв утвержает, что деньги были заплачены Hoochi Mama не за одежду, а за… обучение.
"Архитекторы гражданского общества" поддерживают "активного гражданина"
MTÜ EEL уже несколько лет в долгах как в шелках. Причина проста: денежные переводы из Европейского союза обычно задерживаются. Когда фирма уходила в минус, для покрытия долга в банке брался кредит. При этом объединение не считало лишним лизинг автомобиля стоимостью 450 000 крон: 20% от суммы было уплачено сразу же и каждый месяц за автомобиль выплачивалось 7000 крон. Когда руководителем стала Галоян, она посчитала автомобиль излишеством и отказалась от него. Бюджет объединения также регулярно разоряли судебные исполнители, поскольку организация опаздывала с оплатой счетов. Так, в 2004 году объединение заплатило Julianus Inkasso 45 000 крон.
Также интересно, какое отношение к целям объединения имеет оплата счетов в несколько сотен крон в ночных клубах, а также снятие со счета больших сумм. Вот знать бы, кто из объединения в 2001 году снял с фирменного счета около 140 000 крон, тогда все стало бы гораздо понятнее. В последующие годы со счета также исчезали суммы в несколько тысяч крон.
Также интересно, кто получил выгоду от перевода в 2007 году денег на счет другого недоходного объединения — MTÜ Headest, руководит которым член совета MTÜ EEL Пилле-Май Хелемяэ. Объединение MTÜ Headest похоже на многие другие объединения, которые занимаются "развитием активной гражданской позиции". В 2007 году MTÜ EEL перевело MTÜ Headest более 30 000 крон. Получается, что недоходное объединение, занимающееся "развитием гражданского общества" поддержало объединение, занимающееся "развитием активной гражданской позиции".
Развитием гражданского общества пожелал заниматься также один из подследственных в связи с апрельскими событиями — Марк Сирык. В 2006 году еще неизвестный тогда Сирык получил от MTÜ EEL небольшую дотацию, примерно 500 крон. В июле этого года освобожденный Сирык направил MTÜ EEL предложение о сотрудничестве. Так как молодой человек был освобожден на условии, что не будет принимать участия в общественных инициативах и движениях, Галоян послала совету объединения электронное письмо с просьбой не сотрудничать с Сирыком: "Пожалуйста, сообщите мне, если он попытается принять участие в одном из наших проектов или молодежных обменах. Так как он не был признан виновным, мы также не можем его обвинять, но мы должны быть осторожны, чтобы случайно не оказаться замешанными в неприятной провокации и не нанести вреда репутации нашей организации".
Короче, среди счетов объединения можно найти очень интересные экземпляры — от счетов магазинов одежды, до счетов теннисного клуба и ресторанов. MTÜ EEL, в принципе, очень похоже на уменьшенную копию Европейского парламента или Рийгикогу. В том смысле, что оплата личных расходов как связанных с рабочей деятельностью превратилась в неплохой источник дохода.
Сама Анна-Мария Галоян отказалась давать интервью, но утверждает, что: а) покупки в магазине Armani совершала только на личные деньги; b) не передавала MTÜ EEL никакой долговой расписки о возмещении своего якобы долга, как одно время утверждалось в прессе. Председатель совета MTÜ EEL Рийво Синиярв, в свою очередь, уверен в существовании таких документов (см. интервью). Учитывая, что пропажу денег расследует полиция, вероятно, предстоит проведение графологической экспертизы.
Она слишком много знает
До того как 25-летняя Анна-Мария Галоян со скандалом ушла с должности руководителя MTÜ EEL, ее можно было считать молодым политиком, делающим блестящую карьеру. Почти идеально владеющая эстонским языком, Галоян является в некотором роде образцово-показательной интегрировавшейся неэстонкой. В состав Партии реформ она входила практически с детства — с 2000 года.
Она работала советником министра иностранных дел Кристийне Оюланд, которая, по некоторым данным, звонила в связи с денежным скандалом матери Галоян и просила ее порекомендовать дочери думать, что та говорит. И другие кумиры Галоян из Партии реформ на сегодняшний день стали ее противниками. Они убеждены, что в пропаже денег виновата именно Галоян. Свою роль в этом, вероятно, сыграла зависть взрослых дам вроде Оюланд, которые считают, что 25-летняя Галоян слишком быстро поднялась по партийной иерархической лестнице. Пo данным "ДД", сотрудникам КаПо также потрепали нервы, настаивая, чтобы они расследовали дело Галоян. Но из КаПо ответили отказом, так как Пыхьяская префектура уже принялась за расследование в связи с исчезновением денег.
Анна-Мария Галоян также стремительно сделала карьеру в бизнесе. Она работала директором по развитию в фирме Transgroup Invest, которая принадлежит Сергею Глинке и Максиму Ликсутову. Фирма управляет в Эстонии угольным терминалом. Так как это дружественное Партии реформ предприятие, Галоян играла роль некоего связного между предпринимателями и политиками. Например, в 2005 году Максим Ликсутов получил благодаря Рейну Лангу и другим "белочкам" эстонское гражданство за особые заслуги. В феврале этого года Галоян ушла из транзитного предприятия.
Возможно, уже тогда за кулисами партии от нее решили избавиться, так сказать, безболезненно. Галоян за слишком короткий период узнала слишком много о политических и финансовых отношениях между российскими миллиардерами и политиками из Партии реформ. Должность руководителя MTÜ EEL, вероятно, была промежуточной станцией на пути избавления от Галоян и превращения ее в "политический труп". Анне-Марии Галоян предлагали членство и в других партиях, но, по данным "ДД", она не приняла ни одного из таких предложений.
ИНТЕРВЬЮ
Председатель совета MTÜ EEL Рийво Синиярв не согласен обнародовать точную сумму пропавших средств.
- Насколько велика недостача? В прессе назывались самые разнообразные цифры — от полумиллиона до миллиона крон.
- Точная сумма где-то посередине названных вами цифр.
— Владеете ли вы или MTÜ EEL каким-либо документом (долговой распиской), в котором Анна-Мария Галоян подтверждает своей подписью, что согласна вернуть присвоенные деньги согласно платежному графику? Какую сумму Анна-Мария Галоян возвратила на сегодняшний день? Когда планируется полный возврат присвоенных ею денег?
- Да, такой документ есть. Возвращена примерно пятая часть суммы согласно долговой расписке.
- Совершались ли в объединении подозрительные переводы денег до того, как Анна-Мария Галоян стала в июне руководителем объединения? Если да, то какие? Привлекали ли ваше внимание к сомнительным денежным переводам, не соответствующим целям объединения?
- Согласно аудиторским отчетам не совершались. Совету также не известно о факте таких переводов. Наше внимание было привлечено 14 сентября текущего года.
- При каких обстоятельствах после Анны-Марии Галоян руководителем была назначена Кристийна Линг, ведь ранее руководитель определялся посредством открытого конкурса?
- Так как руководителя пришлось в экстренном порядке отозвать, пришлось так же срочно назначать нового. Организация должна продолжать работу, на проведение конкурса не было времени. Кристийна Линг ранее работала в объединении руководителем проектов.
- При каких обстоятельствах заплатили "нашистам" Меосу и Сирыку как партнерам?
- MTÜ EEL не платила организации "нашистов".
- Как сказать точнее: уголовное дело возбуждено в отношении недостачи средств в MTÜ EEL или в отношении Анны-Марии Галоян как предполагаемой расхитительницы?
- Насколько мне известно, Анна-Мария Галоян является единственным лицом, деятельность которой расследуется в рамках данного уголовного дела.
- Соответствует ли действительности то, что уже до того, как Анна-Мария Галоян стала руководителем (то есть до июня 2007 года), из средств MTÜ EEL платили за товар, приобретенный в магазинах одежды?
- До Анны-Марии Галоян MTÜ EEL никогда не тратило деньги на покупку одежды.