Кого обвинят в грядущем кризисе — Ансипа или Путина?
Еще в мае "Вести" писали о том, что неофициальный мозговой центр правящей коалиции сразу после выборов начал разрабатывать программу выхода из вероятного кризиса, который грозил правительству в случае начала давно обещанного аналитиками экономического спада.
Тогда рассматривались два основных сценария. Согласно первому, вину за наступившие тяжелые времена предполагалось полностью возложить на Россию, для чего в эстонском обществе старательно подогревались националистические настроения. Апофеозом этой политики стала "бронзовая ночь", сопровождавшаяся невероятным взлетом популярности Партии реформ во главе с Ансипом, а также других, "не замаранных" лояльностью к неэстонцам, партий.
Ответная реакция России, подвергшей Эстонию неофициальным экономическим санкциям, вполне соответствовала первому сценарию, согласно которому народ должен был в едином порыве сплотиться вокруг правительства. Однако был приготовлен и второй сценарий, на случай, если привыкшие к хорошей жизни в кредит эстонские избиратели сочтут, что ухудшение их экономического положения — слишком высокая цена за "защиту национальных интересов".
Для этого была запланирована игра под названием "найди козла отпущения". Эта игра предполагает, что на каком-то этапе правящие политики начинают дружно показывать пальцем на тех соотечественников, кто, по их утверждению, виноват в экономическом кризисе. Как пояснили нам наши источники в коалиции, одним из этих "козлов" вполне возможно назначить и самого Ансипа — как главного виновника "бронзовой ночи".
Ситуация в экономике делает реализацию одного из этих сценариев все более реальным.
Кризис на пороге, как делить будут
По мнению профессора экономики Ханона Барабанера, правительству в сегодняшней ситуации нужно не только серьезно пересмотреть коалиционной договор с целью сокращения будущих расходов, но и срочно заняться разработкой специальной антикризисной программы.
"Потому что, если в самое ближайшее время власти не предпримут специальных мер, нам грозит не какая-нибудь "мягкая", и даже "жесткая", посадка, а самый настоящий экономический кризис со всеми вытекающими отсюда последствиями — и это взамен обещанного места в пятерке самых богатых стран Европы", — убежден экономист. Вместо этого, отметил он, правительство продолжает раздавать заведомо невыполнимые обязательства — как, например, министр образования Тынис Лукас, который вчера заявил о намерении изыскать дополнительные полмиллиарда крон на повышение заработной платы учителям.
Депутат Рийгикогу от Центристской партии Хеймар Ленк считает вполне вероятным, что осенью правительство столкнется с серьезным внутренним кризисом, когда правящие партии начнут делить уменьшившийся бюджетный пирог.
"Ничего конкретного мне никто не говорил, что и не мудрено, поскольку я нахожусь в оппозиции, — отметил Ленк. — Однако логика и имеющийся опыт подсказывают мне, что правящим политикам будет нелегко объяснить избирателям причины, по которым правительство не способно будет выполнить своих обещаний, и они начнут валить вину друг на друга".
Ленк отметил, что эстонские СМИ заметно изменили тональность, в которой рассказывают о работе правительства.
"Ура-ура!" больше нет, наоборот, они начинают признавать, что апрельские события стали одной из причин нынешних экономических проблем, — пояснил он. — Да и Ансип, как я заметил, в последнее время стал воздерживаться от интервью".
"Не знаю, закончится это полномасштабным правительственным кризисом или нет, но перестановки в правительстве вполне реальны", — завершил Ленк.
Проблем нет, будущее в тумане
Депутат от правящей Социал-демократической партии Эйки Нестор в разговоре с "Вестями" отрицал возникновение каких-либо особых проблем в коалиции.
"Конечно, в процессе любой совместной работы возникают споры, но никаких разговоров по поводу, например, кадровых перестановок, я не слышал", — утверждает Нестор.
По поводу коалиционного договора он отметил, что этот документ не является чем-то вечным и его периодически приходится пересматривать.
"Однако пока я не вижу причин отказываться от каких-либо занесенных в договор пунктов, — уверяет Нестор. — Ведь их выполнение будет зависеть не от показателей экономического роста, а от выполнения государственного бюджета".