Интернет-СМИ — последний оплот свободной прессы

Большинство газет яростно пытается представить жизнь Эстонии безоблачной, игнорируя её реалии. Принципы хотя бы мнимой беспристрастности спущены в унитаз. Postimees в эстонском и русском вариантах постоянно восхваляет гений Андруса Ансипа, обливает Россию грязью, словно специально издеваясь над русскоязычными жителями Эстонии, у многих из которых родственники живут за Наровой. Хотя, что ожидать от партийной газеты? Postimees, конечно, кичится своим долголетием и амбиций у него как у The New York Times или Die Welt, но он как зарождался крестьянской газетой, так ею и остался. Увы.

"Молодёжь Эстонии" пытается произвести впечатление серьёзной газеты, но больше напоминает суп, который забыли посолить. Издание просто никакое — ни "жёлтое", ни авторитетное и даже ни продажное — никто, наверное, денег не предлагает. Я понимаю, что оно переживает кризис, и желаю ему успеха в преодолении, как-никак — бренд.

"Вести Дня" вынуждено продавать большинство своих номеров за 3 кроны. Рекламы в них тоже не очень много. Главное, чтоб финансы не ударили по качеству. Пока газете удаётся функционировать.

"МК-Эстония" — типичный таблоид, который этого не скрывает, — призванный в игровой форме отвлекать обывателей от окружающей действительности.

"Вести Недели и День за Днём", пожалуй, может что-то показать, если её до этого не уничтожат борцы за демократию и независимость. Не секрет, что объединение двух изданий вызвало немалое раздражение некоторых политиков.

Päevaleht и прочие эстонские газеты — занимаются придумыванием липовых героев дня и их раздуванием. Это не моя идея. Такую мысль несколько лет тому назад высказал в интервью одному из местных изданий бывший редактор журнала "Коммунист Эстонии" Эдуард Тинн.

А что в мире наших электронных СМИ? А тут любопытная ситуация: DELFI, например, реально претендует на роль неформального монополиста, затыкая за пояс остальных с помощью абсолютного соблюдения принципов демократии. Вообще же плюс информационных порталов (и DELFI в частности) в их большей демократичности: они охотнее публикуют мнения читателей, чем газеты и журналы, позволяют комментировать статьи. Наконец, они не только пишут о событиях в Эстонии, но и больше, чем газеты, сообщают о событиях за рубежом. И, кроме того, сами публикации у них острее. В общем — тенденция налицо: информационные порталы душат газеты. Последних спасают в основном пенсионеры, по привычке покупающие бумажные издания.


Аналитика — умерший жанр

Как ныне редки аналитические статьи в нашей прессе. Тех, кто мог их писать — разогнали, дабы не делились с людьми своими выводами. Аналитика наистрашнейший враг для политических демагогов, которым не нужны расчёты профессионалов, а вот бредовые россказни о носках Тыну из деревни Ванакюла будут в самый раз. В начале 90-х журналистский корпус Эстонии был весьма силён, теперь его былые представители либо в политике, либо в бизнесе, либо уехали за рубеж. Иногда встречаются статьи Владимира Вельмана, Михаила Бронштейна, Михаила Петрова и некоторых других достойных авторов, но они появляются эпизодически и не могут восполнить дефицит аналитических статей, а не спекуляционно-провокаторских воплей.

Я, житель Эстонии, вынужден большей частью читать американские, европейские и российские газеты, а не местных аналитиков с умным видом рассуждающих о том, как Эстония быстро прогрессирует, хотя водители, строители, врачи и инженеры бегут из страны, а флот почти полностью перешёл под зарубежные флаги…

Почему рубрика "Мнение" на DELFI так популярна? Правильно — там часто встречаются статьи, вскрывающие правду о нашем бытье в самом неприглядном виде. Там можно встретить статьи о международной обстановке, об истинном положении экономики и, наконец, просто альтернативные заявлениям власти суждения.


Когда акула пера беззуб

Говорят, что акула без зубов — это не акула. То же самое можно сказать о журналисте.

Известный американский корифей журналистики Дэвид Рэндалл в своей книге "Универсальный журналист" (настольной для большинства серьёзных западноевропейских, российских и американских журналистов) пишет: "Хорошие журналисты во всем мире одинаково понимают свою роль. Прежде всего, это означает задавать вопросы и сомневаться. Затем: Отыскивать и публиковать информацию вместо слухов и измышлений. Сопротивляться правительственному контролю или вовсе избегать его". Если же журналист при любых обстоятельствах гладит власть по шерсти, то он, стало быть, уже не журналист, а придворный пиарщик.

У нас жанр журналистского расследования подменён каким-то ёрничаньем и умничаньем. Достойные материалы встречаются редко. Как правило, всё ограничивается плясками вокруг очередного политического скандала, когда своры репортёров пытаются выяснить, о чём говорил политик Х с политиком Y. "Расследование" завершается демагогией на газетных полосах, где рядом со статьёй изображён автор, пытающийся с помощью поддерживания рукой подбородка сделать умный вид. Не верите? Возьмите Postimees — там половина людей головы поддерживают.

Собственных новостей в газетах очень мало, — большей частью перепечатки сообщений информационных агентств и статей зарубежных изданий, иногда пиратским способом — без указания источника.

Модным в печатных СМИ, особенно в эстоноязычных, стало (и было) поливать грязью восточного соседа и заодно местных русских (выше я эту черту уже упоминал). Почему-то многим эстонским журналистам страшно хочется, чтоб Россия следовала примеру Эстонии и при каждом удобном случае кланялась в ноги американцам, чтобы проникнуться их духом и стать как они. Забавно будет, если восточнее возникнет ещё одна Америка со своим Бушем, а мы, не дай Бог, окажемся в роли недемократического государства.

Вот на этой ноте можно завершить наш разговор. Ах, да! Есть же ещё ETV (CNN местного разлива) и радио. Но на сегодня страшилок хватит, а то кошмары приснятся.

Какое впечатление оставил у вас этот материал?

Позитивно
Удивительно
Информативно
Безразлично
Печально
Возмутительно
Поделиться
Комментарии