Красные латышские стрелки
За десятки лет, прожитых русскими и эстонцами вместе, мы можем-таки дать ответ на вопрос: "Чем же отличаются русские и эстонцы друг от друга? Какое отличие главное?" А главное отличие, пожалуй, одно: эстонцы, равно как и латыши, да и все европейцы, особенно северные — люди рациональные.
А теперь, после короткого вступления, перенесёмся в глубь истории, всего-то на 90 лет назад, в пору, когда над нашими совсем ещё не дальними предками веяли вихри враждебные. Итак, Первая мировая война. 1915 год. В русской армии по просьбе латышей создаются национальные латышские части, которые идут защищать свою землю от немецких армий. Латышские дивизии показывают себя в боях против немцев с лучшей стороны. 1916 год, русская армия одерживает значительные победы. 1917 год. Русская армия разваливается… "Мы — калуцкие", то есть мы из Калуги, а до Калуги немец не дойдёт. Солдаты митингуют, офицеров унижают, изгоняют, убивают. На одном и том же митинге могут проголосовать в поддержку сначала одной, а через некоторое время противоположной политической силы. Эмоциональные, нетвёрдые в убеждениях. Армия в развале, армии нет.
Говорят, солдаты не понимали, за что воевать, а оттого и не хотели. Армия сражалась за чужие интересы. За проливы, за сербов. Ой ли! Когда перед кайзеровской армией нет никого, ничего не стоит ей занять хоть Украину, хоть Белоруссию, хоть Польшу (которую немцы уже и так уже заняли), хоть Прибалтику и без официальных переговоров с кем бы то ни было. Для этого не нужны большевики, согласившиеся на Брестский мир, для этого с российской стороны никто вообще не нужен. Для этого нужна армия кайзера и отсутствие армии с другой стороны. Что и было.
Когда нет армии, когда страну никто не защищает, по сути не важно, какое там правительство. Брестский мир можно принудить подписать любое правительство, не только большевиков. А затем договориться с Британией и Францией на западе: хватит воевать, забирайте наши, германские, колонии в Африке, дикие джунгли. Мы отказываемся от соперничества с вами на море, но взамен дайте нам свободу рук на востоке. То есть, именно такой вариант раздела сфер влияния, какой предложил тем же Франции и Великобритании всего лишь через семь лет ни кто иной, как Адольф Гитлер. И в 30-е годы, как все знают, эти страны западной демократии с этим вариантом вполне были согласны. А можно было поступить иначе. Сначала все силы бросить на запад, решить проблемы там, а потом уж вернуться на восток, к Чёрному и Балтийскому морям. Одним словом, никто не гарантировал поражения Германии, и разбегаться по домам означало оставить врагу земли столько, сколько он захочет. Не продолжи воевать, не победи Франция, и быть Польше, Украине, Белоруссии и Прибалтике с 1918 года колониями кайзеровской Германии.
В общем, армия развалилась. Развалилась, да не совсем. Разбежались россияне, разбежались украинцы, даже белорусы. Но кое-кто не разбежался. Например, "Дикая дивизия", воинская часть, составленная из народов Северного Кавказа, которую Корнилов пытался бросить на большевиков, как одну из последних сохранивших боеспособность частей. Никуда не разбежался полк текинцев (туркмен), служивший верной охраной тому самому Корнилову. И не разбежались латыши…
Итак, в России демократия, городовых ловят и убивают прямо на улицах, уголовники все выпущены на свободу, экономическая жизнь остановилась, угля нет, угроза голода. Кругом митинги, во главе государства — пламенный вития Керенский — Жириновский и Кленский тех лет. Говорит красиво, сделать не может ничего. Куча всяких партий, сменяющих друг друга во временном правительстве. А немцы уже занимают половину Латвии. И ни у кого не возникает иллюзий. Все хорошо знают, что такое немцы.
Сто лет до этого. После победы над Наполеоном Польша разделена на две части. Условно на две: русскую, автономное Царство Польское, и немецкую, принадлежащую Пруссии и Австрии. Сто лет освободительной борьбы поляков, восстаний шляхты, сопротивления русификации. В русской части. И почти полная тишь в немецкой. Виноваты во всём, конечно же, русские. Но вот в России революция, Германия разгромлена, Польшу восстанавливают, и что же? Русская часть худо-бедно, но как была Польшей, так и осталась, а вот в немецкой части одних жителей-немцев уже проживает несколько миллионов. И нетрудно догадаться, кому там принадлежит власть, лучшие предприятия и земли. Два подхода: русский и немецкий. Русский декларативный и высокомерный. Немецкий проще — тихая колонизация, превращение местных жителей в холопов. Ничего удивительного, так было и в Прибалтике, пока политика "русификации" царского правительства не прижала остзейских баронов, не вычистила немецкий язык из делопроизводства, не дала тем самым возможностей для развития местных языков. А виноваты русские. Отдай Европа, победившая Наполеона в 1815 году, всю Польшу немцам, была бы вообще ещё Польша? Никто бы её не русифицировал, её просто бы освоили хозяйственные бюргеры. Но вернёмся в революцию.
Керенский, обещающий золотые горы, равно как и другие "борцы за образование на русском языке"… извиняюсь, "за свободу, равенство и братство", не производят впечатления на латышские умы. Что-то сделать можно, лишь наведя в России порядок, а кадеты, эсеры, меньшевики, увы… А ведь "есть такая партия"! Есть — и прагматичные, практичные латыши безошибочно определяют, что это за партия. Партия людей не слова, а дела, партия ярких личностей, талантливых организаторов, умелых руководителей. Партия Ленина, Свердлова, Дзержинского, Троцкого, Сталина. Блестящих менеджеров Революции. Любого из них и сейчас мечтал бы заполучить к себе в управляющие на предприятие любой понимающий в деле предприниматель. Там, где такие люди — там успех. И латышские воины, числом до 100 тысяч штыков, становятся с тех пор навсегда верной опорой большевиков. Ещё в Советах солдатских и рабочих депутатов большинство у эсеров или меньшевиков, а латышские стрелки более чем 90 процентами голосуют за большевиков. И никогда уже не нарушают этой клятвы.
В самые трудные времена — латыши всегда опора Ленина и товарищей. Подавление левоэсеровского мятежа, организация ВЧК, последний резерв, отборные войска, остановившие Деникина в самый критический период Гражданской. У Ленина были 100 тысяч латышских стрелков, и ни у кого другого в России такой военной силы тогда не было.
Была ли советская власть врагом эстонцев, латышей и прочих народов? Были ли большевики империалистами? Финляндия получила независимость без всяких проволочек в 1918 году. А через несколько месяцев началась своя, финская гражданская. В которой, что ни для кого не секрет, воевали "красные" финны против "белых" шведов. Батраки и рабочие против дворян и капиталистов. Поддержанные Антантой шведы во главе с Маннергеймом победили. А что к югу от Эстонии? Латышские немцы, немцы, навербованные из бывших кайзеровских войск, воюют против латышей. Красных латышских стрелков. И здесь побеждает Антанта, "белые". Кто скажет, а сколько эстонцев по примеру финнов и латышей были "красными"? Такими, как следователь Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК) Виктор Кингисепп (расследовавший, кстати, громкое убийство большевистских лидеров Урицкого и Володарского). Организации, возглавляемой поляком Дзержинским, главными помощниками которого были латыши Петерс и Лацис.
А теперь от исторических событий перенесёмся в совсем недавнее время, когда мы вступали в ЕС и голосовали на местных выборах в прошлом году. Хотели ли мы в ЕС? Да, хотели, но далеко не все. Настолько не все, что властям пришлось изрядно напрягаться, призывая проголосовать на референдуме за вступление. Много ли нам дал ЕС? Да, много. Мы сбросили в Европу всю свою лишнюю рабочую силу, и даже больше, чем надо, тем самым избавившись от безработицы. Русским жителям ЕС дал больше прав, и теперь, если только нет желания стать депутатом Рийгикогу, лучше иметь "красный" (российский, белорусский, украинский) паспорт плюс вид на жительство, чем "синий". Но чем уже заплатили за эту политику эстонцы? А заплачено тем, что число эстонцев сократилось на просторах бывшего СССР на 150 тысяч. И дальше, несмотря на всплеск рождаемости, что временное явление, перспективы не радуют. ЕС это хорошо, но когда платишь за все экономические преимущества сокращением численности своего народа до критических размеров…
Последние выборы же вообще заставляют серьёзно задуматься. Было, например, в городе Кохтла-Ярве два блока — "русский", центристы плюс остатки ОНПЭ, и "эстонский", Исамаа, Рес Публика, Реформа, Рахвалийт, СД. Обычно, как правило, эстонцы никогда не голосуют за кандидатов-неэстонцев, честь им за это и хвала, свои есть свои. Так вот, представьте себе эстонца, который эмоционально доказывает в разговоре: голосовать надо за русских, никаких нацистов, хватит! А эстонские избиратели, несмотря на то, что местная центристская власть довела город до состояния самого отсталого в Эстонии, устроила скандальное увольнение директора эстонской гимназии, тем не менее, голосование игнорировали. Что во многом предопределило удручающие результаты "эстонского" блока "Единство". Русские могут считать, что эстонские начальники лучше русских, что часто встречается, но и эстонцы могут считать наоборот.
А теперь опять в бурные 20-е годы. Война окончилась, в СССР от военного коммунизма перешли к НЭПу. НЭП себя исчерпал, и начались пятилетки. Большое интернациональное государство за 1929–1941 годы построило только крупных предприятий 9 тысяч! Создано 18 миллионов рабочих мест, да каких! Неграмотные парни от сохи превращались в квалифицированных строителей, монтажников, слесарей, токарей и инженеров. В Эстонии сейчас создаётся в год 4 тысячи рабочих мест. А по советским меркам тех лет, относительно численности нашего населения, в год создавалось бы около 12 тысяч рабочих мест (1% от всех жителей). И так более 10 лет подряд! В Эстонии образование и здравоохранение всё более явно превращаются в руины, не говоря уж о наркомании и прочих прелестях. А в СССР тех лет вводится бесплатная всеобщая медицина, ликвидируется неграмотность, и наркомания, кстати, тоже. Вчерашние неграмотные крестьянские дети имеют все шансы окончить школу, затем получить высшее образование и забраться на любую высокую ступеньку в обществе. И ещё. Достижения Эстонии делаются на деньги, вкладываемые из-за рубежа, а СССР обходился своими средствами. Вас привлекает нынешний Китай? Так по росту экономики и мы не хуже. А что же тогда СССР тех лет?
А что в те годы Эстония? Послевоенные годы, потеря восточного рынка, к которому была привязана эстонская промышленность. Всё то же, заводы останавливаются, как и в 90-е. Только начинается какая-то стабилизация, как в конце 20-х мир накрывает экономический кризис, самый сильный за всё время существования современной экономики. Великая депрессия и её последствия. 30-е годы, начинается экономический рост, да только Эстония всё больше привязывается к Германии, а планы у германских властей относительно эстонцев ясны, как божий день. 70% онемечить, остальных выселить на Урал.
Параллели яснее некуда. Экономический рост, как и сейчас, и угроза существования эстонцев как народа, также как и сейчас. Тогда онемечивание, сейчас депопуляция, рассеяние эстонцев по странам мира, заселение Эстонии новыми мигрантами. Европа кормит, но Европа и дань берёт.
А на востоке тогда — союз. Бурно растущий. Там не любят помещиков и капиталистов, но никого ведь не ассимилируют. А не вступить ли нам в этот союз? Эстония маленькая страна, но в Российской империи играла большее значение, чем какая-нибудь внутренняя губерния. Вступление в ЕС — это отказ от части суверенитета, но зато преимущества в экономике. А для эстонцев в 1940 году вступление в СССР не было ли тем же самым? Не для всех, пусть для половины. Так ведь и за вступление в ЕС была всего половина. А после вступления в СССР — разочарование, так и после вступления в ЕС у многих разочарование. ЕС — конфедерация демократических государств, а СССР авторитарное государство? Но ведь это сейчас, а тогда и Эстония — такое же авторитарное государство во главе с Пятсом. Что необычного, отказаться от части суверенитета, но получить экономические преимущества, стать республикой СССР (членом ЕС), пока с другой стороны не сделали провинцией Великой Германии (не вывезли за рубеж эстонскую молодёжь и не заселили Эстонию выходцами третьих стран). Проводя параллели, что удивительного, если эстонцы проголосовали в 1940 году за СССР, как в 2003 за ЕС?
Найти параллели с депортацией? Да сколько угодно. Что ни день, то скандал, что ни чиновник, то под подозрением. Приди сейчас какая-нибудь комиссия Европолиции да займись серьёзно коррупцией и прочим у нас, сколькие с радостью пошли бы "помогать" этой комиссии ловить взяточников и воров? И мало бы таких оказалось? Чего же думать, что тогда было иначе, все были правильные и честные, а НКВД сажало людей по собственной прихоти? Каждый, представьте навскидку, скольких знаете, по ком тюрьма плачет? Десять, больше? Я сразу не меньше назову: например, председатель квартирного товарищества, за 5 лет не проведший ни одного конкурса. Сделки миллионные, конкурсов нет. И цены на услуги, по странному стечению обстоятельств, раза в два выше рыночных. Знакомо? А что, раньше было не так? Кажись, есть экономическая полиция. И что, бросилась она расследовать миллионные незаконные сделки? Разбежалась! Не любят они этим заниматься. А раньше было иначе? Что же удивительного, что люди с радостью сейчас встретили бы новый НКВД, который всех… по справедливости… Многие бы пошли сообщить "куда следует".
А главное, в 1940 году возвращалась власть тех самых "красных", которых поддерживали ну очень многие в годы гражданской. Вот и посчитались.
По большому счёту, Сталину было достаточно занять войсками Прибалтику, чтобы усилить позиции в противостоянии с Германией. Что поделаешь, Гитлер нёс в Европу то, что нёс, и всё, что способствовало победе над ним, было оправдано. А Эстония и Латвия, увы, не были дружественными государствами для СССР. Так что вопрос о независимости справедливее было поставить в 1945 году. Действительно, было бы совсем по-свински обидеть своих союзников-эстонцев, верно сражавшихся против немецких колонизаторов, тем, что отнять у них свободу. Было бы. Если бы они были союзниками.
Зададим вопрос: а что, собственно не устраивает, например, Венгрию? Страна-агрессор, дивизии венгров уничтожали Советский Союз, венгерские каратели сжигали живьём людей в русских деревнях? 50 лет под властью просоветского правительства, разве это много для союзников Гитлера, сражавшихся до последнего? Какое наказание понесла Германия за Вторую мировую, а остальные что? Или Польша. Какие шансы были у поляков не остаться немецкими холопами и не быть онемеченными, не победи СССР? Разве за это пребывание под советским контролем 50 лет большая плата?
Вернёмся в Эстонию. То, что некоторые эстонцы боролись за независимость против СССР, понятно. Считали Германию меньшим злом. Но ведь если бы этим ограничилось. А так — карательные отряды в Псковской и Ленинградской областях. Жило до войны в Псковской области 1,5 миллиона, а после войны осталось 570 тысяч. Не стало почти миллиона. И сколько десятков тысяч из них на совести эстонских отрядов? 100 тысяч, 200 тысяч? А разве после этого у Сталина не было права посчитать Эстонию союзником Гитлера? И большое ли за это наказание жить в составе СССР 50 лет?
Всё это давно известно. Речь лишь о том, что когда в Эстонии издают "Белую книгу", где говорят о 180 тысячах жертв оккупации, а эстонские политики прикидывают, что за каждого можно потребовать от России энную сумму, никто не думает, что за десятки тысяч убитых на Псковщине можно выставить такие же суммы с российской стороны? Как никто не думает, какими идиотами перед всей Европой выставляют эстонцев политики типа Сало, желающие получить Новосибирскую область для лесозаготовок. Почему не Новгородскую, что было бы хоть как-то логичней? Или перепутал, или по географии в школе было не выше трёх. Какими выставляют эстонцев эти политики, когда умалчивают о десятках тысяч убитых в Эстонии по вине немцев. Что не потребовать те же 250 тысяч за каждого? Только при захвате Тарту в 1941 году там было расстреляно 12 тысяч человек. Вряд ли они все русские или евреи. А в целом по Эстонии сколько? Может, и нет воспоминаний о том, что в 1940-м хотели присоединения к СССР потому, что всех, кто хотел, истребили в 1941-м?
Каждое такое высказывание стоит одной кадриоргии. Однако эстонцы идиотами и клоунами перед всеми быть не хотят, потому и рейтинг подобных партий и политиков — ниже плинтуса. А поскольку эти политики всё-таки продолжают в том же духе, то нечему удивляться, когда люди не видят перспектив в этом государстве, учат английский и пакуют чемоданы. Кто-то едет за деньгами, но возвращается. Те, кто едет от отчаяния, не вернутся. Они станут хорошими финнами, шведами, немцами. Наследственность позволяет. И чем больше клоунад, тем меньше эстонцев.
Вернёмся к тому, с чего начали. Русские эмоциональны, эстонцы прагматичны. 50 лет оккупации для эстонцев плохо. А если быть прагматичными всем? Как хотят эстонцы, чтобы русские и прочие заплатили за победу над Гитлером десятки миллионов жизней, тем самым не дав превратить Эстонию в часть Германии, а Эстония за это ничем не заплатила? 50 лет владеть Эстонией или Латвией — не самая лучшая плата, какую взял СССР, верно. Это дело СССР. Но ведь за всё нужно платить, тем более за независимость, за сохранение нации. А плата эта отнюдь не чрезмерна. 180 тысяч потерь от советской оккупации, это плохо (разве всё это убитые эстонцы? когда? где? в лесах погибло 10 тысяч, депортировали 60 тысяч, но не убили же! откуда столько?). Но надо ли обижаться, даже если советская власть, пусть все будут русские, уничтожили 180 тысяч, когда сами эстонцы уничтожили русских не меньше? Потому и говорится, русские эмоциональны, иначе вместо деклараций и призывов выставляли бы сухой, скрупулёзный счёт. Мы вам, вы нам. Не призывы к "общечеловеческим" ценностям, а справки с цифрами. Эстонцы должны понять, что счетов к ним предъявить Россия может не меньше. Пора перестать делать монстров из русских, поскольку сами хороши. Не в том цель, чтобы какой-то политик-эстонец извинялся за "Омакайтсе", а в том, чтобы простые эстонцы перестали воспринимать историю в чёрно-белом цвете. Не воины 20-й дивизии главные виновники, а те, кто шастал по псковским и белорусским деревням.
Что бы там ни говорили, а Революция сделала бывшую Россию великим государством, и началось всё по-настоящему летом 1917 года, когда латышские стрелки проголосовали за большевиков. В разные времена в России появлялись различные "команды европейцев", которые помогали совершить стране рывок, такие, как немцы при Петре I и его наследниках. И нашлись бы в 90-е годы во времена очередной смуты ещё 100 тысяч латышских стрелков, прагматичных и деловых, многое могло бы сложиться по-другому. На сей раз ими могли бы стать латышские и эстонские менеджеры, эстонцев и латышей тогда в России слушали. А значит, и Эстония с Латвией получили бы значительные выгоды, и может быть, не было бы такого падения экономики, а с ним и падения доходов, а с ним и сокращения населения. Что лучше — Эстония состоит в ЕС, эстонцев в Эстонии миллион, отношения со всеми соседями отличные, доходы людей больше процентов на 30, а к Эстонии относятся в России, как к Финляндии, стране уважаемой и дружественной? Или как сейчас — кладбище упущенных возможностей?
Впрочем, ещё не поздно. Кризис управления в России налицо, и новые "красные латышские стрелки" там нужны как никогда.