Фантастические результаты белорусских выборов смущают даже многих из тех, кто симпатизирует Александру Григорьевичу. В то же время даже некоторые противники белорусского, как они считают, диктатора допускают, что масштабы фальсификаций в Белоруссии были не слишком большими. То есть, по их разумению, в любом случае явное большинство белорусских избирателей за Лукашенко, а раз так, то подтасовки не имеют особенного значения. Никак не могу согласиться с подобными рассуждениями.

Для начала о масштабах, которые очевидны даже при поверхностном рассмотрении официальных данных. Первая же крайне сомнительная цифра — 93-процентная явка избирателей. Ни в одной европейской стране ничего подобного за последнее десятилетие не наблюдалось. Народ поголовно рвется к избирательным урнам только в переломные периоды, когда в обществе наблюдается серьезное противостояние (особенно на фоне кризисного состояния экономики), исход которого может кардинально изменить социально-экономическое устройство государства. В стабильном обществе интерес к выборам стабильно низок.

К примеру, в 2004 году на Украине жесточайшее противостояние между наиболее популярными кандидатами в президенты Ющенко и Януковичем погнало к избирательным урнам ¾ имеющих право голоса, что очень много на фоне других европейских стран, где обычная норма — 50-60%. Но даже острейшая борьба очень разных кандидатов с очень разными политическими платформами не довела явку украинских избирателей до 90%.

Если верить белорусской пропаганде, за годы правления президент Лукашенко привел страну к невиданному процветанию, обеспечил стремительное развитие экономики, которое вселяет в белорусов уверенность в завтрашнем дне. Более того, реальных конкурентов, казалось бы, у суперпопулярного Александра Григорьевича попросту нет. В такой ситуации явка избирателей должна быть особенно низкой: зная, что большинство окружающих поддерживает действующего президента, многие попросту не видят необходимости тратить свои усилия на укрепление и без того очевидного результата.

Как же в Белоруссии добились невероятно высокой активности избирателей? Одним из наиболее очевидных инструментов стало досрочное голосование. Обычно загодя голосуют те, кто по каким-либо уважительным причинам не может сделать этого в день основных выборов. Как правило, таких избирателей бывает порядка 5-10% от общего числа. В США на минувших президентских выборах был поставлен своеобразный рекорд — 14%. Который с легкостью побила Белоруссия, где досрочно проголосовал чуть ли не каждый четвертый избиратель. И если в Штатах на досрочных выборах Буш, как и по результатам основного голосования, опередил Керри с очень небольшим перевесом, в Белоруссии 98% "досрочников" отдали предпочтение Лукашенко. Странное единодушие, которое заметно отличается от результатов основных выборов. Особенно за вычетом "досрочников", без которых у Александра Григорьевича набирается чуть более 70%. Это если исходить из официальных данных ЦИК. Которые, как известно, поставлены под большое сомнение многими иностранными наблюдателями. Интернет полон рассказов белорусских очевидцев фальсификаций даже 19 марта, во время основных выборов.

На фоне приведенных цифр небрежные заявления в духе "ну, подумаешь, приврали на 2-3%…", которые можно встретить даже на страницах некоторых русскоязычных газет Эстонии, выглядят, мягко говоря, довольно странно. Хотя важно совсем не то, насколько соврали власти Белоруссии. Да хоть на 1%!

Любая фальсификация — преступление. Казалось бы, банальная истина. Однако она до сих пор проникла далеко не во все отравленные советским воспитанием головы. По сию пору эти люди, выросшие на лжи, относятся к вранью непростительно терпимо. Мне кажется, этим людям есть о чем поразмыслить. И очень серьезно. Особенно тем, кто по долгу службы просто обязан быть предельно внимательным к любой несправедливости и лжи.

Какое впечатление оставил у вас этот материал?

Позитивно
Удивительно
Информативно
Безразлично
Печально
Возмутительно
Поделиться
Комментарии