Когда 30 апреля 2007 года около часа дня Алена села за руль своего автомобиля, чтобы отправиться в туристическую фирму на Роозинкрантси, она думала только о предстоящем отдыхе в теплых краях. Вместе с подругой, которая тоже сидела в ее авто. На выезде с улицы Эндла на Тынисмяги они попали в пробку. Их "Мерседес", оказавшийся в середине среднего ряда, был буквально зажат между медленно ползущими и громко сигналящими машинами. После "бронзовой ночи" прошло три дня, и столичные водители участвовали в гражданской акции протеста против действий правительства. Алене поневоле пришлось подстраиваться под скорость движения колонны, а временами — вообще стоять.

Внезапно с тротуара выпрыгнул возбужденный мужчина лет 60, бросился к машине Алены, что-то громко крича и размахивая руками. Что именно, она не расслышала и закрыла окно, так как закладывало уши от шума. "Тогда этот невесть откуда взявшийся дядька стал бить ногами по капоту, фарам, куда попало, пока не сбил номерной знак, — пересказывает Алена то, о чем не раз писала в своих заявлениях в полицию и в судебном иске. — Нет, это не был полицейский. Формы на нем не было, а в суде его потом представляли как работника фирмы по недвижимоcти. Он схватил мой номерной знак под мышку и зашагал в сторону Национальной библиотеки. Я, еще не придя в себя от неожиданности, выскочила из машины и за ним. Догнать похитителя и вернуть номер мне помог мужчина, видевший всю сцену из своего автомобиля. Он же дал мне дружеский совет: "Ездить с таким помятым номером вам нельзя — полиция мигом заметет! Отправляйтесь домой! Сегодня тут провокаторов полно".

Женщина послушалась. А спустя две недели получила по почте повестку из дорожной полиции. Некий Хиллар Викс (известный в прошлом общественный деятель, ныне владелец фирмы недвижимости) подал на нее заявление, обвиняя в создании помех движению и незаконном использовании звукового сигнала. Виксом оказался тот самый неуравновешенный дядька, что пинал ногами ее машину и пытался украсть номерной знак. Потрясенная женщина подала со своей стороны заявление в полицию, предлагая произвести психиатрическую экспертизу нападавшего. Вдруг это не просто хулиганская выходка, а действия душевнобольного, который мало ли чего может натворить? А заодно потребовала компенсировать ей материальный ущерб (причинения его нападавший не отрицает) в сумме 11 200 крон за ремонт автомобиля (чек экспертизы прилагается) и моральный ущерб, так как в машине был и до смерти перепугавшийся ребенок. Да и сама она несколько недель переживала глубокий стресс и вынуждена была оправдываться, что не нарушала, не бунтовала и движения не перекрывала. Ответом полиции был выписанный Алене штраф в 3000 крон.

Невиновную оправдали

Доказывать, что она законопослушный гражданин и в акции протеcта не участвовала, Алене пришлось в суде. Хиллар Викс на заседании уверял, что, будучи в указанный момент на Тынисмяги, где происходило массовое нарушение общественного порядка автомобилистами, заметил в " Мерcедесе" женщину, которая активно сигналила. Он подошел к ней, чтобы попросить прекратить, но та отмахнулась. Тогда он пытался подойти с другой стороны, но машина начала движение и, спасая свою жизнь, он запрыгнул на капот, но при этом задел ногой номерной знак. И тот свалился. После чего он взял его и понес в полицию. Чтобы наказать нарушительницу порядка.

- Вы видели, как женщина сигналила? — поинтересовалась судья.

- Не видел.

- Почему же утверждаете?

- Слышал.

Cвидетель истицы, ехавшая в той же машине в качестве пассажира Татьяна Зяйкина, показала на суде, что мужчина несколько раз ударил ногами по капоту, фарам и номерному знаку, с которым потом пытался скрыться. Татьяна отмечает интересный момент: защитник правопорядка среди полусотни стоявших в пробке и сигналивших машин почему-то выбрал именно ту, в которой сидели женщины и ребенок.

"Пригодилась и квитанция для турагентства, на которой стоит штампик с числом и временем. То есть видно: не митинговать я ехала на Тынисмяги, а по делу, — говорит Алена. — А если бы просто в Kaubamaja — костюмчик присмотреть, ничего бы и не доказала".

Харьюский уездный суд (судья Лийна Похлак) посчитал обвинения Викса в отношении Алены, на которые опиралась дорожная полиция, голословными и удовлетворил ее жалобу, аннулировав решение дорожной полиции о проступке с взысканием штрафа в 3000 крон на основании параграфа 29 (1-1).

Хулиганистый "правозащитник"

"Штраф отменили, но кто оплатит мне ремонт автомобиля? — возмущается Алена. — 11 000 на дороге не валяются! Оплачивать ремонт должен виновник, а поскольку он известен, то я дважды обращалась через адвоката в центральное отделение Пыхьяской префектуры полиции с заявлением о возбуждении производства по делу Хиллара Викса. Дело дважды заводили и дважды закрывали. Мол, противоречивые показания свидетелей следует толковать в пользу обвиняемого. Однако самое пикантное, что в последнем решении констебля Марью Тооминг о прекращении производства появилась убойная фраза: "По уверению Хиллара Викса, к машине была прикреплена георгиевская лента, которая являлась символом акции. И Хиллар Викс отреагировал на это как законопослушный гражданин". Дескать, реакция патриота на действия врагов Отечества!"

Напомним, что 30 апреля никаких георгиевских ленточек еще в природе не было. Они появились только 8 мая. И даже если бы ленточка развевалась на капоте машины, разве это оправдывало бы хулиганские действия и намеренное нанесение вреда чужой собственности? К тому же, ленточка не является неким символом, запрещенным к использованию на территории Эстонии. Поэтому Алена подала в Харьюский уездный суд жалобу на постановление полиции о прекращении дела в отношении Хиллара Викса.

Юрист Даниил Липатов, защищающий интересы Алены отмечает, что им удалось выполнить одну из поставленных задач — снять с нее обвинение в нарушении правил движения. Теперь осталась вторая — взыскать с Хиллара Викса ущерб, который он причинил Алене своими действиями. "Мы хотели получить от государственных органов оценку действиям Хиллара Викса. Но префектура полиции отказалась признать в действиях "фигуранта" состав преступления, ссылаясь на то, что все произошло случайно. Мы утверждаем, что показания этого господина о том, что машина начала движение, и он спасал свою жизнь — ложные, голословные и противоречат показаниям свидетелей. А из ложного посыла сделаны ложные выводы о прекращении производства по делу. Мы намерены отстаивать свою позицию в суде. Но даже независимо от его решения Алена будет взыскивать причиненный ей ущерб в гражданском порядке, так как факт ущерба зафиксирован в материалах дела и обоснован имеющимися доказательствами".

Поделиться
Комментарии