Пошарив в комментариях к статьям на тему грядущих выборов, можно составить некий портрет идеального кандидата в Таллиннское городское собрание, который устроил бы всех… нет, не избирателей, а комментаторов, в подавляющем большинстве своем персонажей анонимных. С учетом интересов аудитории, речь дальше пойдет о "русском кандидате". Короткий каталог требований к кандидату мог бы выглядеть так:

- кандидат должен быть богат. Иначе как он будет вести избирательную кампанию, которая, как известно, стоит денег? А еще он должен обеспечить некую минимальную корзину потребностей анонимного комментатора. От 500 крон прибавки к пенсии до возможности стрельнуть у него сигаретку и одолжить на пиво;

- кандидат должен быть беден. Потому что, во-первых, он уже все отдал на избирательную кампанию, пиво, сигареты и прибавки к пенсии, и, во-вторых, богатому не понять нужды простого народа;

- голосовать при этом нельзя ни за бедного, ни за богатого. Бедный тут же начнет воровать, потому что он беден, а "уже насосавшихся комаров", как показала практика, в Эстонии не существует. При этом за бедного, который перед этим не был богатым, вообще не стоит голосовать, потому что он по определению уже неудачник. Зачем нам в городском собрании неудачники?

- кандидат должен хорошо одеваться, потому что он представляет нас, а представлять нас надо хорошо одетым;

- кандидат не должен выпендриваться — и одеваться, "как все";

- кандидат должен быть молод, потому что "старперы" уже все про…ли;

- кандидат должен обладать немалым жизненным, политическим и депутатским опытом;

- кандидат должен владеть минимум десятью профессиями: он должен уметь водить троллейбус, чинить канализационные трубы, укладывать асфальт, вести уроки в школе, оказывать профессиональную врачебную помощь, регулировать движение, подметать улицы и т.д.;

- кандидат не должен быть профессионалом, потому что профессионал не владеет десятью требуемыми профессиями. Как врач собирается чинить нам канализацию (наиболее популярный тезис)?

- кандидат должен быть профессионалом, потому как зачем нам в городском собрании дилетанты?

- кандидат должен безукоризненно владеть эстонским языком, иначе как он будет договариваться с эстонцами?

- настоящему "русскому кандидату" не о чем договариваться с эстонцами;

- кандидат не может быть членом эстонских партий, потому что какой он тогда "русский кандидат"?

- кандидат не может быть членом "русских партий", потому что… см. выше;

- кандидат не может быть беспартийным, потому что кто его тогда вообще будет слушать?

- кандидат должен иметь бесспорные заслуги перед русской общиной (ни одной бесспорной заслуги ни у одного из кандидатов я в комментариях не обнаружил вообще);

- кандидат не должен выпячивать свои сомнительные заслуги (вот этого — сколько угодно!);

- кандидат должен быть известным, чтобы не разыскивать данные о нем через Google;

- кандидат не должен пиариться;

- кандидат должен постоянно информировать общественность о своей общественной деятельности;

- кандидат не может быть навахо, сиу, команчи или апачи. А также евреем, эстонцем, татарином и казахом;

- кандидат не должен поднимать "русский вопрос", потому что городское собрание не занимается "русскими вопросами";

- кандидат не должен игнорировать "русский вопрос", потому что какой же он тогда "русский кандидат"?

Список пока конечен. В том смысле, что требований, например, в части семейного положения или вероисповедания, а также, пардон, ориентации к кандидатам пока не предъявляется. Но и без этих требований те, что уже есть, заставляют кандидатов, как минимум, чесать в затылке.

Список нельзя принимать за чистую монету, поскольку среди комментаторов с десяток людей, скажем так, профессиональных. Доказательством этого не буду сейчас себя утруждать, так как это тема для отдельного разговора. Другое дело — как этот список воздействует на избирателя?

Плохо воздействует, конечно. Если выборы — это торговля ожиданиями, то такой список убивает любые ожидания напрочь, так как никто из кандидатов не удовлетворяет "предъявляемым" (от "предъявы") требованиям… При этом "требованиям" должны соответствовать только русские кандидаты — другие идеальны по определению.

Наверно, стоит адресовать СМИ упрек в том, что избиратели до сих пор смутно представляют себе, а чем же, собственно, занимаются депутаты местных самоуправлений. Основное их занятие — принятие решений и постановлений, проекты которых в подавляющем большинстве своем готовятся управами — органами местной исполнительной власти. Плохое собрание играет в игру "веришь — не веришь", голосуя сообразно "внутренней убежденности". Хорошее собрание разбирает представленные проекты досконально, сообразуясь прежде всего с политическими принципами, законностью и здравым смыслом.

Депутаты в своем депутатском качестве не водят троллейбусы, не чинят канализацию и не починяют примусы. От депутатов зависят правила, по которым живет самоуправление. И это, в общем, главная их задача. Есть еще масса милых мелочей, но все они, по сути, вторичны.

Об этом не принято говорить, но все депутаты — любители. В том смысле, что на депутата нигде не учат.

Депутаты местных самоуправлений, как правило, находятся в политической тени: свет в основном падает на главу исполнительной власти и его ближайших подчиненных. И ожидания избирателей в основном связаны именно с исполнительной властью; более того, определенная часть избирателей до сих пор ходит на выборы "выбирать мэра". При том, что мэра (милая мелочь) выбирают не избиратели, а депутаты.

В Таллинне расклад таков, что мэром с очень большой вероятностью останется Эдгар Сависаар, лидер центристов. И русские депутаты, которые будут избраны (а я очень на это рассчитываю), тоже, с большой степенью вероятности, проголосуют за Сависаара. Мечтать сейчас о русском мэре — несерьезно.

Поэтому у тех избирателей, которые в последние годы голосовали за центристов, как за меньшее зло, появляется выбор. В сторону добра, которое, как кажется, было в последнее двадцатилетие безнадежно утеряно. Или (для пессимистов) — совсем уж меньшего зла.

Владимир Вельман удивился пассажу Димитрия Кленского о "самостоятельном русском представительстве" и, возражая, заявил, что русских-де в самоуправлениях предостаточно. Не соглашусь. Все происходящее в последние годы в Эстонии подтверждает тезис о том, что русские в Эстонии — политическая национальность. Инакомыслящие. Социолог Дмитрий Михайлов в своем исследовании смешанных семей пришел к выводу, что перспективы ассимиляции в Эстонии таковы, что "в эстонцы" нам придется отдать каждого третьего-четвертого русского. "Русские центристы" — это как раз они. Меньшее зло.

Как это выглядит на практике? Достойнейший Юрий Поляков, директор Русского культурного центра в Таллинне, подарил мне красивый календарь РКЦ с фотографиями Николая Шарубина. Красиво, где-то даже величественно. Так вот: на календаре РКЦ 9 мая — НЕ день Победы, который, как известно, еще никто не запрещал. Это — день Европы. Тоже хорошо, но где день Победы? Ветеранские организации, исторически гнездящиеся в РКЦ, видимо, промолчали. В итоге на календаре РКЦ — только официальные эстонские праздники.

Стоит ли обвинять в этом Юрия Полякова? Ни в коем случае! Но я уверен, что, например, любой из русских депутатов такого бы не допустил. Стоит ли, исходя из этого, доверять руководство РКЦ "русскому депутату"? Да нет, Юрий Поляков совершенно устраивает многих на этом посту, в том числе и меня. Но звонок русского ДЕПУТАТА директору РКЦ — и на свет мог бы появиться немного другой календарь. Такой, в котором 9 мая — ПРЕЖДЕ ВСЕГО День Победы, а потом уже — день Европы. И это было бы следствием "самостоятельного русского представительства", а не механического набора русских фамилий в списке меньшего зла.

Рассуждая о евровыборах, я полгода назад написал о том, что еврокандидаты не перегружены сверхожиданиями. В том смысле, что мало кто понимает, чего от них хотеть. Разговоры о муниципальных выборах по большей части тоже лишены конкретики. Зато к русским кандидатам в Рийгикогу на предстоящих парламентских выборах будут предъявлены просто гиперожидания: по большому счету, от них потребуется за первые три недели работы изменить все драконовское законодательство, созданное за последние двадцать лет. Наверное, всемером. В оппозиции, что очевидно… В результате, что бы ни сделали в будущем эти возможные достойнейшие люди, все равно они не сделают НИ-ЧЕ-ГО (именно так напишут анонимы). То есть русские кандидаты в парламент — заведомо политические смертники…

Предстоящие муниципальные выборы — хорошая возможность для избирателя не нагромождать одно на другое требования к кандидатам, а провести ревизию своих ожиданий. И привести их в соответствие с реальностью. Какой бы мерзкой она, эта реальность, порой не казалась. Ответственный человек не может сказать: "Я дам вам все, чего вы хотите!". Особенно в пору кризиса. Когда они, ответственные люди, как раз больше всего и нужны.

Поделиться
Комментарии