Наиболее конструктивное обсуждение прошлой недели на эстонском DELFI велось вокруг чиновничьих зарплат. Приведенная ниже выборка комментариев дает видение работы чиновников и показывает, что в действительности повышением зарплат наслаждались лишь чиновники высших рангов, в то время как действительный производитель работ в публичном секторе удовлетворяется сравнительно немногим.

У нас два «государства». Одно - государственный сектор, до которого все доходит с определенным опозданием, если вообще доходит. Частный предприниматель чувствует изменения на своей шкуре и сразу начинает действовать. Система заработной платы нашего государственного аппарата так «хорошо отлажена», что ее больше никто не регулирует. Все привязки ко всяким средним показателям настолько естественны, что здесь ничего не значат ни сложные обстоятельства, ни нехватка денег.

Постоянное нытье о том, что это учреждение платит так, а другое - этак, чтобы как-то поддержать свою команду, не приводит ни к чему. Государственное учреждение, как и любое другое, должно удерживать свои кадры и быть конкурентоспособным на рынке рабочей силы. Конкурировать не только на рынке рабочей силы Эстонии, но и на рынке Евросоюза, потому что значительная часть специалистов высокого класса может работать и в другой стране. Кто заменит такого человека?

Будем точными, большие зарплаты получают только чиновники высокого ранга, остальные - низкооплачиваемая масса исполнителей. В большинстве своем с высшим образованием. Я знаю, о чем говорю. Мой муж тоже чиновник, которому нравится его работа, но зарплата чуть выше средней. Компенсаций нет.

Не верю, чтобы эта армия юных партийных советников была очень образованной. Скорее дело в принадлежности к правильной партии, иначе почему при смене министров меняются также советники, канцлеры и пр. Будь они очень образованными специалистами, вряд ли бы это делалось.

Иногда плакать хочется, когда вижу, насколько недалек, туп и беззаботен эстонский чиновник. Волостные управы, например, постоянно пустые, все волостные служащие постоянно «на объекте». Кроме волостной управы Виймси, где работа идет, большинство волостных управ Эстонии в разгар рабочего дня стоят без дела. Для чего содержать эту шарашку? За мои и твои деньги. А потом скулить, что нет денег.

Против повышения зарплат Госканцелярии я бы не протестовал. Людей сократили, их обязанности распределили между другими. Работа, которую перераспределили, осталась той же – выплачиваемая за нее сумма сократилась. Экономия. Прибавку платили за действительно добавившиеся обязанности.

Министерство обороны платит за то, что кто-то стал начальником и теперь должен ездить на работу и домой на машине. Люди получают дополнительную зарплату исходя из должности, а не из дополнительных обязанностей. Автомобильная компенсация в действительности является архаизмом и должна быть упразднена. У руководителей зарплаты достаточно большие, чтобы они могли на свою зарплату взять себе машину в лизинг.

Нет смысла обсуждать всевозможные надбавки к зарплате. По закону базовая зарплата канцлера составляет где-то 25 000. Можете себе представить, что на такую зарплату можно нанять руководителя высшего звена? Чтобы получить нормальный размер зарплаты, начинаются всякие трюки с надбавками. Говорить есть смысл о том, является ли общий уровень зарплат канцлеров слишком высоким или нет. Процентов 10 можно было бы спокойно снять. Но без доплат не обойтись.

Следует признать, что роскошь все же для начальства. Обычному специалисту каких-то особых благ не полагается. Большая часть специалистов работает за меньшую зарплату, чем стоит работа.

По мнению многих, работой следует называть только то, что делается лопатой, молотком или топором, а самоуправление вообще должно быть кружком по интересам. Например, почищу канализацию, а потом пойду и напишу для развлечения какой-нибудь правовой акт (почему бы и нет), или, если уложено сколько-то асфальта, пойду представлять самоуправление в каком-нибудь судебном разбирательстве (скажу мужское слово и наведу порядок).

Как вы считаете, кто должен писать проекты для всевозможных ходатайств о финансировании из структурных фондов Евросоюза, а затем составлять отчеты об использовании этих денег? Корректно отвечать на нелепые вопросы в анкете ходатайства? Считать и еще раз считать? Волостной старейшина или мэр города?

Кто должен составлять проекты распоряжений и постановлений, делать это так, чтобы они отвечали любому требованию закона и не приводили к судебному разбирательству? Кто должен организовывать госпоставки и следить, чтобы все соответствовало законам и правилам процедуры, чтобы все эти нелепые формальные требования были выполнены?

Это делает чиновник, исполнитель черной работы. Тот, чья зарплата первой попадает под сокращение и последней - под повышение. Их число не увеличивается даже тогда, когда нагрузка вырастает выше головы, потому что увеличение числа чиновников непопулярно.

Руководители работают языком. Единственное, что они пишут собственноручно, это подписи, краткие резолюции и иногда электронные письма, почти такие же краткие. Лишь некоторые исключительные руководители сами составляют доклады, собираясь представлять где-то свое учреждение или самоуправление.

Поделиться
Комментарии