Несмотря на экономический кризис президент России Дмитрий Медведев обещал в ближайшие годы снабдить российскую армию современным вооружением. Что это значит для Эстонии и Европы?

В случае подобных заявлений следует помнить, что у них может быть как внешнеполитическое, так и внутриполитическое значение. Я думаю, что многие заявления о восстановлении военной мощи, сделанные в последнее время, имеют, скорее, внутриполитический вес и в этом свете их и следует толковать.

Россия находится в очень сложном положении: экономический успех, основанный на экспорте сырья, нежизнеспособен. Самая большая проблема России в оборонной политике – это доставшиеся в наследство от Советского Союза немыслимые программы вооружений, огромное количество персонала и инфраструктура, которые в бюджете прописаны как расходы и которые на самом деле мешают поднять государственную оборону на современный уровень. Преодоление этого является для России главным с точки зрения успешного завершения реформы армии. Насколько быстро это произойдет – пока неясно.

В то же время насколько уменьшится в 2009 году оборонный бюджет Эстонии?

В рамках сокращения бюджета Рийгикогу решил, что оборонный бюджет на 2009 уменьшится с запланированных 1,9% от ВВП до 1,75% от ВВП. В действительности эта экономия означает, что пришлось сократить зарплаты и хозяйственные расходы, а также отложить конкурсы на поставку. Важные с точки зрения безопасности Эстонии инфраструктурные проекты и развитие мощностей по-прежнему реализуемы при условии, что несмотря на временные отклонения Эстония будет двигаться к согласованной с НАТО стратегической цели – к 2% от ВВП. Как министр обороны, я считаю выполнение данного соглашения неизбежным с точки зрения серьезности отношения к политике безопасности Эстонии.

Должны ли и в годы экономического спада расходы на оборону составлять около 2% от ВВП?

Гособорона не может быть сферой, полностью изолированной от жизни страны, которая безусловно и всегда должна наслаждаться увеличением бюджета, в то время как другие влачат жалкое существование. Отдельные отклонения в короткой перспективе понятны и случаются и у наших союзников. Но стратегическая цель (2% от ВВП) стоит всегда перед глазами, у нас должны быть реалистический план и график ее достижения и поддержания этого уровня!

Что значит для Вас недавно созданный Эстонский союз оборонной промышленности? Можно ли у них уже что-нибудь заказать, и если да, то что?

Совсем недавно я встречался с правлением созданного Эстонского союза оборонной промышленности. В ходе встречи меня ознакомили с инициативой частных предпринимателей Эстонии по объединению ресурсов для продвижения и развития оборонной промышленности страны.

Скажу лишь одно: на сегодня ясно, что представление о том, что настолько сложной и с огромным потенциалом отраслью якобы можно управлять и развивать ее из кабинетов одного министерства, - является нереалистичным и некомпетентным. Настолько амбициозный проект может быть успешным только тогда, когда частный капитал сам изъявит желание и проявит инициативу. Тогда и государство сможет подставить ему свое плечо.

Таким образом, я рад, что возникла организация, которая стала партнером государства в вопросах оборонной промышленности и которая объединяет ряд сильных предприятий, всерьез намеревающихся заняться развитием оборонной промышленности.

В лице Союза оборонной промышленности мы имеем дело с открытой организацией, вступить в которую могут и те предприятия, что до сих пор не работали в оборонной сфере.

Мы договорились, что продолжим уже на рабочем уровне, и обсудим направления сотрудничества в пяти возможных областях. Прежде всего, это исходящая из оборонных заказов система взаимных сделок, согласно которой у иностранных фирм появится обязательство при крупных заказах от Эстонской Республики приобретать товары эстонских производителей.

Вторым направлением является коммерциализация научно-исследовательской деятельности, связанной с обороной, т.е. необходимо превратить идеи эстонских предпринимателей и ученых в товар. Третье направление – это участие предприятий Эстонии в конкурсах на поставку вооружения и снаряжения, проводимых НАТО и ЕС.

В-четвертых, обмен информацией, касающейся конкурсов на поставку, которые проводят Силы обороны Эстонии; а также налаживание более тесного сотрудничества. В-пятых, налаживание более тесного международного сотрудничества в области оборонной промышленности. Надеемся уже в ближайшие шесть месяцев придти к конкретным соглашениям о сотрудничестве.

Смогут ли новый президент США и будущий генеральный секретарь НАТО сдерживать политические амбиции России? Чего вообще НАТО ждет от России?

Будущее России в ее собственных руках. Эстония и наши союзники по НАТО, в том числе и США, должны убежденно отстаивать свои ценности и показать, что мы едины, заслуживаем серьезного отношения к себе, что наша безопасность неделима и что мы справимся с той ответственностью, которую взяли, приступив к решению различных глобальных проблем. Мы должны быть последовательными.

Россия – это наш сосед. Не только сосед Эстонии, но и сосед США. Не будем забывать, что это в наших интересах, чтобы Россия была стабильным и серьезным партнером, с которым возможны переговоры по общим проблемам, а заключенные с ней соглашения - выполняются.

На встрече НАТО на высшем уровне мы решили, что партнерство НАТО-Россия следует продолжить, так как у нас общие интересы, связанные с безопасностью в Афганистане, мы оба заинтересованы в эффективном контроле за вооружениями и в препятствовании распространению оружия массового уничтожения. Это реальные, непризрачные проблемы, по которым следует продолжить работу. Важно не строить себе иллюзии и вести себя целенаправленно.

Является ли новый генеральный секретарь НАТО Расмуссен хорошим выбором для Эстонии?

Мы очень довольны выбором. Дания до сих пор была одним из самых важных партнеров Эстонии в сфере оборонного сотрудничества, и то, что премьер-министр Дании стал во главе альянса, это очень хорошая новость.

Поделиться
Комментарии