Комиссар КаПо Андрес Кахар объявил: на какие 10% будут сокращены расходы КаПо - останется государственной тайной. Оклады сотрудникам полиции сократили на те же 10%, грядут массовые увольнения. И это при растущей преступности.

Даже если предположить, что за дверью КаПо будут проворачиваться какие-либо махинации, вряд ли то будут астрономические суммы, способные реанимировать эстонскую экономику. А вот для самоподдержания, когда власть отпустит вожжи, очень даже.

При глубоком коллапсе бронежилет Андруса Ансипа перестанет быть смешным. Власть вышвырнет из своих рядов всех сомнительных, нелояльных, органы правопорядка превратятся в касту неприкасаемых. Шаги к этому в виде штрафов за непристегнутые ремни безопасности и отсутствие отражателей мы уже наблюдаем.

Не имеет смысла надеяться, что нашим руководителям привидится гениальная мысль по спасению Эстонии. Пока что поступающие предложения побуждают рядового налогоплательщика схватиться за кошелек и на всякий случай пересчитать его содержимое.

Мы лишь возвращаемся на свой реальный уровень, не обеспеченный инородными вливаниями в экономику. Это вынужденное оздоровление общественного сознания, и сокращение крошечных пособий за опекунство над инвалидами и школьных дотаций –показатель того, что государство отказывается от лицемерия и ставит людей перед жестким выбором, сравнимым с первобытным законом природы „выживает сильнейший“.

В таких условиях смешно вспоминать о пафосных программах по увеличению деторождения или возвращению соотечественников; правящая коалиция наблюдает за ситуацией и способна принимать законы лишь по обеспечению собственной безопасности, что подтвердили последние инициативы, в том числе, непрепятствование уходу с рынка „проигравших“ фирм, альтернативные методы по удержанию работников на местах посредством корректирования трудовых договоров; здесь, конечно, впадение в крайность, с одной стороны, развязывание рук нанимателям по отношению к работникам, с другой – буквальное удушение тех же нанимателей налоговыми играми.

Декларируя экономию и жизнь по средствам, государство набирает новые кредиты и, вместе с тем, способствуя обнищанию населения, удешевляет наемный труд, дрессирует покорность работников, связанных кредитами по рукам и ногам.

Для выхода из кризиса ничего нового правительство придумать не сможет; Эстония поступит так же, как 80 лет назад, во времена кризиса 1929 года: национализирует крупные предприятия и банки – насколько хватит средств, консолидирует промышленность. Именно переориентация на производство даст пусть грязные, малооплачиваемые, но надежные рабочие места, прибавим к этому так называемые общественные работы, которые будут активно пропагандировать.

Внедрение высоких технологий, за которые ратовали господа премьер Ансип и президент Ильвес, не прижилось в Эстонии; при инновациях, проектах и щедрых вливаниях денег из европейских фондов - государство трясет от пары кибератак. Не поднялась Эстония и через сферу обслуживания, когда по стране разбросали банковские конторы, руководство банками перешло в руки шведов и норвежцев, а покупательную способность населения оживили бесконтрольным кредитованием. Не получилось из нас ни второй Японии, ни второй Швейцарии, и ирландский „прыжок тигра“ мы не повторили.

Поделиться
Комментарии