Ежедневно в Москве происходит до дюжины тусовок федерального значения, и далеко не все они попадают на экраны российских телеканалов. На них еще можно в избытке видеть отставных полковников, молодящихся и носящих дорогие костюмы так, словно это парадные мундиры. В избытке встречаются ветераны разных спецслужб. Этим молодиться ни к чему, эти осваивают непривычный бизнес-лексикон. В избытке можно встретить и самодовольных пожилых бюрократов, но все это уходящая натура. Тусовки, а особенно международные, стремительно молодеют.

И, что характерно, почти не слышно разговоров об экономическом кризисе. Торговать нефтью и газом стало почти неприлично, во всяком случае, немодно. Модно торговать инновационными технологиями, Москва вовсю торгует технологиями. В моде, например, информационная безопасность. Можно купить новейшую систему поддержки жизненного цикла изделий из чего угодно, а можно приобрести новейшие технологии в области криптографических методов защиты любых видов информации, и так далее, и тому подобное.

Москвичи все же недовольны, потому что заразное поветрие банкротств в "лавочках", обеспечивавших их непыльной и хорошо оплачиваемой работой, продолжает распространяться. Спрос на знание иностранных языков и благородное московское происхождение резко упал. Между тем город полон предложений работы: строительство, охрана, транспорт, муниципальные службы и предприятия, торговля. Метрополитен, например, полон объявлений о наборе электриков (обучение в процессе работы!), слесарей, билетных кассиров. К примеру, кассиру предлагается заработная плата в пределах от 15 до 26 тысяч рублей. Менеджер по уборке территории — дворник! — на двух участках легко заработает до полутора тысяч долларов в месяц. С учетом низких коммунальных платежей это вполне приличная зарплата, но это работа не для коренных москвичей, а для гастарбайтеров. И, если москвичи не хотят потерять свою Москву, они должны меняться.

А вот типичная сценка в супермаркете. Дамы расплачиваются за продуктовые корзины: 7 тысяч 300 рублей, 5 тысяч 700 рублей, 8 тысяч 200 рублей, и т.д. И ведь ничего особенного: грибы и капуста, ветчина, майонез, пара бутылок вина и всякая мелочь, легко умещающаяся в двух-трех стандартных пластиковых пакетах.

Жизнь, как видите, продолжается, но случилось в этой жизни примечательное событие: избрание шестнадцатым патриархом Московским и всея Руси митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

Избрание на Патриарший престол митрополита Кирилла было отчасти ожидаемо и предсказуемо, но и неизбежно тоже. В России происходит омоложение светской и духовной власти. Хорошо это или плохо? Для эстонской политики в отношении России это означает неизбежную смену устаревшей критической риторики. Пердуны с партийно-комсомольским стажем и связями с КГБ, как было сказано выше, натура уходящая. Пропагандистские штампы времен "холодной войны", которыми их поддразнивали, "Кремль" больше не раздражают.

"Кремль" Медведева и Путина уже не равен "Кремлю" Ельцина ни по одному из идеологических, деловых и политических параметров. Да и сама Россия уже не та, хотите вы этого или нет, а не та. Не случайно на пресс-конференции в Давосе премьер-министр Владимир Путин высказался в том смысле, что Россия не нуждается в помощи Запада, и, если этот Запад хочет иметь с ней дело, то пусть имеет его на условиях равного партнерства. Даже по недавним временам для Давоса "наглость" неслыханная.

Любопытную мысль высказал известный православный богослов диакон Андрей Кураев в одном из своих последних телеинтервью. Он сказал, что мы хорошо знаем, каков был митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, но вот каким будет Патриарх Кирилл, сегодня не знает никто. Это действительно так, и все же нам известны некоторые черты его личности, которые, очевидно, не будут утрачены на патриаршем престоле. Если от Патриарха Алексия II исходило ощущение его внутреннего величия и духовности, внушающей немедленное уважение, то Патриарх Кирилл обладает ярко выраженным даром защитника — апологета.

Митрополит Смоленский и Калининградский обладал даром слова, которому с уважением и пониманием равно внимали и паства, и сильные мира сего и даже бездуховная интеллигенция. Для архипастыря, каковым Патриарх Кирилл, несомненно, является, дар защитника — это Божие благословение. Основная сила православия, каким мы его понимаем и чувствуем, не в миссионерстве, но в заступничестве.

Если вновь избранный патриарх вспомнит об Эстонии, то вспомнит он и о том, что в патриаршей канцелярии давно лежит прошение о восстановлении епископской кафедры в Нарве, которая существовала там до войны. Важно, что речь идет не об учреждении новой кафедры, а только лишь о восстановлении той, которая уже когда-то была.

И если накануне последнего, ставшего прощальным, визита Патриарха Алексия II в Эстонию вопрос о восстановлении епископской кафедры в Нарве еще не созрел, то теперь к "созреванию" нет преград. Православие, сохранившее верность Матери Русской Церкви, получит возможность утвердиться в Эстонии, что называется, двумя ногами. Утвердившись, оно вернет себе утраченное в годы раскола единение — соборность. Все это может стать реальностью, потому что нашим предстоятелем отныне стал защитник, который взыскует для нас не справедливости, но милосердия. Зная это, нам всем станет легче жить и легче дышать.

Отныне завершилось формирование предпосылок к строительству подлинно единой России. Сосредоточение духовной и светской власти в руках относительно молодых деятелей, между которым нет возрастной пропасти, которые легко находят общий язык, которые одинаково видят будущее народа и страны, означает, что отныне Россия преодолела внутреннее нестроение и готова к обновлению и омоложению. Промысел Божий проявляется еще и в том, что единение началось в разгар мирового экономического кризиса, преодоление которого сплотит духовное и светское начало.

Уже в самое ближайшее время политическое руководство Эстонской Республики почувствует, что из России подули свежие ветры и, возможно, само поймет, что пришла пора прощания с политическим инфантилизмом. Пришла пора взросления.

Поделиться
Комментарии