Очередной виток войны в Секторе Газа вновь доказывает нам всем, что конфликты на национальной почве — самые страшные, и, зачастую, не имеют вариантов решения.

Израильтяне, с точки зрения защиты своего молодого государства, делают все правильно. Иного выхода, кроме как силовой ответ на подлые действия палестинских боевиков, у них нет. Палестинцы здраво ненавидят израильтян, которые убивают их родных и близких, и резонно поддерживают Хамас, который по-сути является виновником конфликта. Получается замкнутый круг, потому что на этом этапе уничтожение Хамас невозможно из-за массовой поддержки населения, а следовательно никакие временные перемирия и все усилия мирового сообщества не помогут достигнуть мира.

Истеричная реакция эстонских интернет-комментаторов на оправдательный приговор "бронзовой четверке" невольно наводит на аналогии между отношениями народов в Эстонии и конфликтом на Ближнем Востоке.

Благодаря последовательным действиям властей в течение предыдущих лет, мы, к сожалению, имеем в стране такую ситуацию, при которой все то, что хорошо нам — плохо им.

Не имея оппозиционных источников информации и желания разобраться в сути происходящего, другая половина населения Эстонии верит тому, что слышит. Таким образом, если один какой-нибудь — не слишком одаренный интеллектом — политик публично скажет, например, что все русскоязычные люди мародеры — это будет воспринято как истина высшей инстанции.

У них серьезный логический конфликт из-за нежелания попытаться понять чужую точку зрения. Их приучили к тому, что их точка зрения самая правильная по умолчанию.

Между эстонцами и русскоязычными — стена непонимания, впрочем, эта проблема в последнее время начинает проявляться и во внешней политике государства, когда старая Европа дает нам уроки политической грамоты и советы по отношению с соседями.

Государство пришло к тому, что "бронзовая ночь", несмотря на весь ужас произошедшего, ассоциируется у русскоязычного населения с чем-то положительным. Потому что она для нас — выплеск копившихся годами эмоций, здоровая волна протеста. Да и власти тоже постарались изменить наше восприятие тех событий в эту сторону. Нам трудно объяснить, почему невиновных людей запирали в Д-терминале, беременных девушек лицом вниз клали на асфальт, чтобы скрутить сзади руки, почему нам говорили одно, а делали другое.

Искать организаторов "бронзовой ночи" — бесполезно. На одних недостаточно улик, а вторые сами себя привлекать не станут. Эстонская половина не понимает, почему "зло" осталось безнаказанным, а у нас кардинально противоположное, основанное на жизненном опыте, понятие о зле.

Оправдательный приговор "организаторам" — наша победа (именно так ее воспринимают) — неминуемо приведет к усилению в эстонском обществе правых настроений, а для того, чтобы снова дать понять, что только эстонцы настоящие хозяева на своей земле, и вернуть политикам потерянные рейтинги, нам вновь необходима конфликтная ситуация, похожая по значимости на перенос Бронзового солдата.

Развал Советского Союза дал нашей стране шанс отбросить тени прошлого и строить страну с чистого листа, но необоснованные параноидальные страхи и жажда наживиться на расслоении общества по национальному признаку на многие годы затормозили развитие нашего государства.

Некоторые политологи ошибочно полагают, что такое решение суда поможет интеграции, но я рискну не согласиться. Это решение суда для нас — абсолютно естественное событие, такое же, как приход зимы. Помочь может только публичное признание своей вины теми людьми, которые били причастны к неправомерным действиям при подавлении беспорядков, теми, кто держал в тюрьме невиновных, теми, кто оскорбил наших ветеранов в апреле 2007-го. Но это невозможно, ибо многие из них уже были за эти действия награждены и премированы.

Наша управленческая верхушка состоит в основном из эстонцев и "правильных" русских, а потому русскоязычные низы никогда не будут воспринимать и понимать их, так же как и они всегда будут возмущаться тем, "как эти русские могут громить столицу, ведь им же здесь так хорошо живется?!". Для стабилизации отношений и возможного выхода из сложившейся ситуации нам надо побороть то расслоение в обществе, над которым наши политики работали столько лет.

Но унывать тоже не стоит, ведь даже в нашей любимой Америке чернокожего президента избрали не сразу после отмены рабства. И может, пока наш президент великодушно делится своей мудростью с Обамой, наши политики сделают выводы из опыта Обамы.

Русскоязычные никуда отсюда не денутся, как никуда с Ближнего Востока не денутся Израиль с Палестиной. И, по все той же аналогии, остановить наш конфликт можно только убрав подальше от власти тех, кому выгодно разжигание этого конфликта. Но не стоит ожидать, что они признают свои ошибки и освободят место толковым управленцам, и винить их в этом сложно. Кушать хочется всегда, особенно когда ты привык хорошо кушать.

А пока эстонцы радуются тому, что для собственного самоутверждения и назло нам перенесли солдата, а мы радуемся тому, что после оправдания ребят из "Ночного Дозора" кому-то придется отвечать за свои действия.

Это очень грустно, потому что мне очень хотелось бы искренне радоваться нашим общим победам в социальной и экономической сферах. Я уверен, что русскоязычные всегда были готовы к диалогу с другой половиной, ведь вопреки тому, что им вбили в голову — мы любим эту страну. Но, как показывает восточный опыт, трудно говорить о мире с тем, кто не признает твое существование и исподтишка стреляет в тебя ракетами.

В этот понедельник в одной интерактивной передаче по радио слушателей спрашивали о тех книгах, которые им было тяжело читать или сложно понять. Один из дозвонившихся рассказал, что в новогоднюю ночь ему, несмотря на титры на русском языке, было сложно понять, о чем же говорил по телевизору человек в бабочке. Я тогда тоже читал и слушал, и тоже не понял.

Поделиться
Комментарии