Это банально, но хочется начать со слов "Я никогда вам не писала, а теперь не могу не написать". Причин несколько: 1) Я счастлива, что правосудие все еще возможно; 2) Что делать с тем, что опять возрастает угроза разжигания розни; 3) "Заговори, чтобы тебя увидели".

Действительно, несколько моих лет были посвящены активной интеграции, попытке понять и стать понятной тем, кто думает и общается на эстонском языке, считает себя носителем каких-то особенных — эстонских — ценностей. Хотелось разобраться посредством сравнения, что значит быть русской, поскольку для меня это не неизбежность, а осознанный выбор.

Я активно проживала события жизни Эстонии в дискуссиях на Образовательном Форуме Эстонии (EHF), позиционируя себя посредником между русской и эстонской культурой. И неслучайно, поскольку основной ценностью для меня было даже не этническое самосознание, а самосознание себя человеком демократически настроенным, свободным и доброжелательным к всевозможным различиям, активно борющимся за то, чтобы различия не только терпелись, но и были желательны, как самая важная предпосылка развития. А где же бороться, как не на поле нетерпимости и замкнутости? На эстонском языке опубликовала несколько статей, интервью, сделано множество докладов на конференциях.

В ходе этой деятельности я приобрела многое. В первую очередь, познакомилась со многими и подружилась с некоторыми деятелями эстонской современности, приобрела некоторое уважение и небольшую популярность, в результате чего была приглашена в списки одной партии и пару раз не очень результативно баллотировалась на выборах.

Парадоксально, но факт, что именно после апрельских событий 2007 года (не только "бронзовые ночи", но и заседание горсобрания Тарту, на котором погибла надежда на сохранение тартуской Пушкинской гимназии) я написала заявление о вступлении в социал-демократическую партию. Вспыхнула решимость: если не я, то кто сможет объяснить им, что они неправы. Раз чужих не слушают, надо стать своей.

Я знаю, что многие комментаторы Дельфи выражают не только свою личную позицию, когда пишут "что толку с них, у которых русские имена и которые в списках т.н. эстонских партий". Я знаю, что правы те, кто упрекает и испытывает очень негативные чувства к партийцам, причастным ко многим решениям нынешней коалиции, так же как и партийцам нынешней оппозиции, поскольку обмен "шила на мыло" задача не из приятных и, может быть, неумных.

И тем не менее, из нескольких зол надо что-то выбирать. Устраниться — пусть решают другие — не получается. Наверное, темперамент другой, да и убеждения. А убеждение таково: каждый сам в ответе за свою судьбу, и не только за свою. Война ведь кругом.

Герман Гессе в "Степном волке" писал о времени между двумя войнами. О том, что все опять и опять повторяется, поскольку люди не в силах усвоить урок. Опять и опять боятся они выйти из мещанского круга, уступают право решать кому-то за них. Почему? Нечеловеки?

Думаю, потому, что решение можно принимать только тогда, когда ты для этого достаточно образован и информирован. Но слишком много сил требуется, чтобы быть информированным и образованным. Особенно, когда существуют объективные препятствия (например, система образования или практика выборов) и когда субъективных воли и интереса недостаточно. Неинформированному и необразованному человеку претендовать на право решать легкомысленно.

Когда С. Середенко предложил мне выдвинуть кандидатов в министры Эстонии, я быстро накидала список и вдруг осознала, что я даже не знаю, владеют ли некоторые известные мне и уважаемые мною русские люди эстонским языком, "любят ли они (Эстонию) так же, как люблю ее я" и т.д. У меня нет информации. Но у меня есть знание и уверенность, что эти два условия обязательны. У меня нет информации о том, насколько хорошие специалисты они в своем деле, каковы их личностные качества, ибо нет у меня информации о процессе и результатах их деятельности. Так я убедилась, что затребованное решение принять не могу.

Теперь обозначена альтернатива: либо информацию надо раздобыть, либо умывать ручки. Говорят, возможности появляются тогда, когда осознается потребность.

Наверное, совсем не случайно 5 января произошло два знаменательных события: два "суда". (И тот и другой хочется упоминать в кавычках, хотя это не признак пренебрежения, а скорее констатация того, что суть и явление не совсем соответствовали названию.)

Решение первого как нежданный подарок. Чувство благодарности переполнило меня, спасибо смелым людям, которые возрождают во мне надежду, веру и, может, даже любовь, и не в последнюю очередь уважение к Суду Эстонии.

Решение второго было невнятным, "Суд присяжных" такого сильного эмоционального отклика не вызвал, но все-таки и это СО-Бытие (для) русских и по-русски говорящих! Спасибо. Увидеть, это ведь совсем другое дело, чем читать и слышать.

И главное, теперь есть из кого выбирать. Оказывается, есть Татьяна Муравская и многие другие. Дай бог нашей поддержки этому начинанию. Давайте побережем этот нежный росток от нашего острого слова и взгляда, будем внимательны и бережны друг к другу, ведь это первые русские шаги на ETV, хоть и не вполне самостоятельные. Это шанс. Может, это протянутая рука примирения, робкая, несколько замаскированная, но все же рука?

Поделиться
Комментарии