О событиях в Эстонии конца апреля 2007 г.
При этом важно подчеркнуть главное. Ставшие результатом действий правого правительства беспрецедентные для второй Эстонской Республики вспышки насилия являются прямым следствием и кульминацией право-национальной политики "очистки площадки". Эта политика правых партий — Союза отечества, реформистов и соцдемов — достаточно давно навязывает Эстонии и эстонскому народу грубую и бесперспективную конфронтацию как с русской и русскоязычной частью населения республики, так и с соседней Россией.
Важной целью как имевшей место провокации, так и в целом право-национальной политики, которую в ярком виде выражает лааровский Союз Отечества, является подрыв политических и экономических отношении между Эстонией и Россией, а также позиций сторонников нормальных отношений между двумя странами.
По-моему, характерная тактика правых при этом — стремление направить реакцию российской стороны в ложном направлении. Именно — против критиков однобокой интеграции Эстонии в ЕС, а также против российского бизнеса в Эстонии, место которого, очевидно, должен занять бизнес покровителей правых партий. Для достижения этой главной и успешно реализовывавшейся до сих пор цели активно используются провокаторские национал-патриотические группировки как с эстонской, так и с российской стороны.
Конфронтационная политика эстонских правых не имеет поддержки большинства населения страны. Это показало как февральское голосование по вопросу переноса памятника в Рийгикогу, так и сами недавние выборы, выигранные правыми с минимальным преимуществом.
Апрельские события со всей очевидностью подтверждают, что право-национальная политика фактически ставит Эстонию, как мне кажется, на грань гражданской войны. Эта политика грубо игнорирует интересы не только русскоязычного, но и основной части эстонского населения, не укрепляя, но по сути подрывая основы эстонского государства.
Альтернативой правой политике конфронтации и гражданской войны может быть лишь левоцентристская политика, проводить которую могут лишь партии и силы, в настоящее время искусственно ослабленные и почти выключенные из политики. На сегодня эти силы представляет главным образом Центристская партия, голосовавшая против демонтажа памятника и не замешанная в провокациях вокруг этой операции. (Хотя правые средства массовой информации не оставляют демагогических попыток свалить на Сависаара главную ответственность за произошедшее).
Требование отставки как правительства Ансипа, так и всех иных ответственных за происходящее правых министров, справедливо. Однако даже его выполнение не решит основной задачи — перемены не лиц, но политики, именно — перемены право-национальной политики на иную, левоцентристскую. Эта важнейшая задача не может быть реализована без главного условия — создания и укрепления левоцентристской коалиции (К сожалению, все еще остающегося далеким от реальности).
На мой взгляд, адекватным "общественным" ответом русскоязычного населения на правые провокации может стать последовательное и всестороннее проведение бойкота правых партий. Недопустимо участие русских и русскоязычных политиков в деятельности и мероприятиях не только Союза отечества, но также и реформистов и соцдемов. Недопустима и обычная до последнего времени место ситуация, при которой формальное осуждение правых партий русской политической верхушкой Эстонии фактически сопровождалось не просто контактами, но активным участием этой верхушки в политике и мероприятиях этих партий.
Важная задача национал-патриотических группировок с обеих сторон — направить реакцию России на происходящее в ложном направлении. Именно — отвести ее от правых партий в сторону санкций против реальных союзников России — восточно-ориентированных производителей, транзитников и сторонников нормальных отношений двух государств. Фактически такой вариант санкций был озвучен в предложениях С. Иванова и "Справедливой России". Адекватным ответом на провокации эстонских правых со стороны России должно, кажется, быть, напротив, — принятие мер непосредственно против правых партий и их покровителей за пределами Эстонии.
Между тем остается фактом странная ситуация, в рамках которой определенные политические силы в России до сих пор продолжают не только контакты с этими партиями, но даже финансирование как самих этих партий, так и отдельных их представителей.
В заключение хочется обратить внимание на некоторые странности поведения российской делегации в Эстонии. Участие этой делегации в урегулировании ситуации, безусловно, необходимо. Однако насколько адекватно, например, озвученное российскими политиками требование поставить памятник на прежнее место? Как и присоединение некоторых представителей этой делегации к лозунгу отставки правительства Ансипа, которое, естественно, квалифицировалось эстонской стороной как вмешательство во внутренние дела суверенного государства и использовалось сторонниками правой политики для дискредитации всей миссии российских дипломатов.