Ни для кого не секрет, что население Скандинавских стран активно осваивает возможности клиник пластической хирургии в Эстонии — местные ценники весьма привлекательны, а специалисты, из тех, что еще не уехали в ту же Скандинавию на заработки, вполне неплохо режут, подтягивают и штопают.

Причем некоторые местные специалисты сотрудничают с тамошними турфирмами, которые организуют медицинские туры. Клиники, в свою очередь, оказывают услуги, поставив дело на поток и зарабатывая деньги. Клиентам предлагается все: от инъекций ботокса до абдоминопластики. Почти турецкий бизнес: из отеля на трансфере в магазин, вот только речь идет совсем не о кожаной сумочке за 20 евро.

Не упускают возможностей и туристы из России — только по данным 2014 года количество пациентов из России выросло в Эстонии на 20%. Сейчас на волне кризиса их количество чуть снизилось, но по-прежнему многие приезжают сюда на восстановительную терапию, а еще… за лекарствами, которых нет на российском рынке. Кроме того, россияне используют возможность вакцинирования — в больнице пограничной Нарвы вакцинация детишек из России вполне нормальное явление: у нас используются вакцины других фирм, которым родители доверяют больше.

Это не парикмахерская

Большинство медицинских туристов оседает в Таллинне — до остальных городов добираться нужно дольше, а тут все под рукой. И клиник, куда обращаются потоком туристы из Скандинавии, полно — на любой вкус. И с самыми разными ценниками.

Но далеко не все наши медики приветствуют такой подход, в силу ряда причин.

”У меня очень разные клиенты, — рассказывает пластический хирург Мерле Селленд. — Приезжают из Финляндии, Швеции, Норвегии, Великобритании и даже Австралии. Но я не слишком люблю работать с такими пациентами — дело в том, что мне, как врачу, важно видеть, как идет восстановление, иметь возможность взглянуть на ход заживления через месяц, через полгода. А если клиент не имеет возможности вернуться на контроль, это крайне затруднительно осуществить”.

По ее словам, многие относятся к пластической операции, как к маникюру — на денек приехал, быстренько отрезал лишнее и вечерком уже обратно.

”Я прекрасно знаю, что некоторые коллеги работают с такими ”туристами”, но мне важнее донести людям мысль, что это не парикмахерская и даже не стоматология, это серьезное хирургическое вмешательство”, — подчеркивает хирург.

Операции у всех очень разные, но, конечно, подкупают цены — у нас на ряд процедур они действительно ниже, чем в той же Финляндии.

”Я все же не согласен с тем, что наши цены выгоднее, — говорит пластический хирург Пеэп Преэ. — У соседей, если поискать, тоже можно найти клиники с самыми разными прейскурантами. Но тут возникает совсем другая проблема. Дело в том, что большинство таких ”туристов” хотят сэкономить, и выбирают цену, а не доктора! А надо смотреть именно на специалиста, его работу. В этом смысле нам повезло — моя клиника находится в Тарту, и сюда добираются те, кто едет именно к нашим врачам”.

Глазастые литовцы

Из Эстонии народ тоже активно отправляется в медицинские путешествия. Традиционно сложилось, что зрение корректируют в Литве, пластические операции делают в Латвии, зубы лечат в Белоруссии. В общем, там, где цены действительно ниже, а врачи ничем не хуже. По крайней мере, как утверждается.

”У нас в клиниках цены на операцию по коррекции зрения в два раза выше, чем в Литве, — говорит Юлия, два года назад исправившая зрение в этой стране. — Поэтому выбрала одну из вильнюсских клиник. Осталась очень довольна, на все ушло несколько дней — это включая консультацию, операцию и восстановление. Осложнений не было, сейчас я без очков и очень рада. Еще и денег сэкономила — около тысячи евро”.

Залезаю в интернет, набираю в поисковике ”коррекция зрения Вильнюс” и выбираю первую же ссылку — клиника ”Новое зрение”. В разделе ”Контакты” выпадают еще две ссылки, после которых лишние вопросы исчезают: ”медтуризм из Эстонии” и ”медтуризм из Латвии”.
Звоню в клинику — девушка-секретарь отвечает, что да, едут. И услуги очень востребованы: ”Мы точной статистики не ведем, но клиенты из Эстонии к нам приезжают очень часто (в одном из интервью директор клиники отметил, что минимум пять пациентов из вашей страны клиника принимает еженедельно). У нас новое оборудование, 40 евро стоит диагностика, а сама операция по коррекции зрения на данный момент обойдется в 759 евро за оба глаза”.

Интересуюсь, что делать, если вдруг возникнут проблемы, и девушка немного теряется: ”На нас до сих пор ни одной жалобы не было”.

Ради интереса изучаю эстонские ценники. 39 евро консультация — пока все сходится. Но вот стоимость операции уже 2190 евро, и это цена со скидкой. Я не вдавалась в подробности используемых технологий, двигаясь по пути медицинского туриста, для которого решающим фактором является цена. И сравнивать 800 евро и 2220 (с учетом стоимости консультаций) с одним и тем же результатом бессмысленно, разумеется, выбор будет сделан в пользу более дешевой клиники. Дешевле будет даже с учетом проезда, питания и проживания.

Комментировать работу коллег у врачей не принято. Но в любом случае, медики всегда ставят главным моментом возможность осложнений. Особенно если речь идет о зрении. Неприятности случаются даже у самых высококлассных хирургов, да и риск занести инфекцию всегда имеется. Поэтому подумайте и тщательно взвесьте: сможете ли вы в случае чего мгновенно связаться с вашим врачом, что будете делать, если понадобится внеплановый контроль, и хватит ли финансов.

Пластичные латыши

Следующий шаг — пластические операции и инъекции, так называемые уколы красоты. Любая женщина если не продаст душу дьяволу, то пройдется на руках как минимум до Маарду, если это поможет ей повернуть время вспять. На красоту работает огромная отрасль медицины, в которой пластические хирурги занимают весьма почетное место.

Корректируют все: от кончика носа и оттопыренных ушей до формы живота и голеней. Причем операции эти стоят отнюдь не копейки. В Эстонии, например, блефаропластика верхнего века — от 770 евро, и это еще очень низкая цена. Блефаропластика обоих век стартует с 1500 евро.

Но, судя по гуру местных форумов, наши хирурги угодить могут далеко не всем: один косорук, второй, предположительно, пьет, хоть и режет хорошо, третий вообще коновал и после его маммопластики грудь оказалась на разных уровнях. И что интересно, один такой отзыв сразу перечеркивает вереницу тех, кто остался волне удовлетворен операцией. То ли дело Латвия — там мастера, профи, оперируют чуть ли не с закрытыми глазами и, конечно, все идеально: симметрично, натурально и прекрасно.

Это все очень спорно, как уже говорилось, хирурги не боги и у каждого из них есть свое кладбище. Но пророков в своем отечестве нет, да и у соседей действительно кажется дешевле.

Поэтому опять поисковик, опять самые простые комбинации, и вуаля — первая в списке клиника доктора Яниса Заржицкого, Латвия. Консультация здесь стоит 20 евро, стоимость операций не указывается по очень простой причине: окончательная сумма формируется только после разговора с хирургом.

”Эстонцы очень часто ездят к нам, — говорит медсестра клиники Байба. — Инъекции, пластика, лицевая хирургия — очень востребованные услуги. Абдоминопластика еще”.

Почему выбирают Латвию — вопрос, в принципе, риторический. Как отмечают сами латыши — эстонские молодые и перспективные пластические хирурги на родине не остаются, их тут же приглашают в ту же Финляндию и Швецию. Работать и зарабатывать: в тех странах совсем другие ценники. А Латвия страна между Эстонией и Литвой, поэтому цены особо не заламывают, а врачам работы хватает — от клиентов из соседних стран отбоя нет.

Но, решаясь на операцию у соседей, опять взвесьте все ”за” и ”против”. Во-первых, время — ни одну операцию без предварительной консультации назначать нельзя. А консультаций может понадобиться несколько, и у разных врачей — это нормальная практика. Во-вторых, проживание — после многих операций необходим восстановительный период. Если нет друзей или собственного жилья — придется платить за гостиницу. В-третьих,
постоперационный период и возможность решать проблемы, если они возникнут.

”Вполне логично и закономерно, что на ваши претензии должен отвечать тот же доктор, который проводил операцию, — отмечает наша собеседница. — Но очень часто, если клиент не удовлетворен, он больше не хочет идти к тому доктору. А у другого врача будет уже совсем другая цена… Вопросы же какой-то компенсации или исправления ошибок оговариваются только с оперировавшим пациента хирургом, тут я ничего не могу комментировать”.

Не секрет, что ради пластических операций многие берут кредиты — причем речь явно не идет о жизни и смерти. На многих сайтах клиник возможность рассрочки вынесена отдельным пунктом меню. А теперь подумайте вот о чем. Если вы на операцию берете кредит, значит, с деньгами у вас не то чтобы свободно. И это значит, что все рассчитано буквально впритык. Ответьте только на один вопрос: что вы будете делать в случае неблагоприятного исхода операции? Найдутся ли у вас деньги, чтобы хотя бы добраться до клиники, где вас оперировали?

Волшебные уколы

”Кризис все же сказался, — отмечает Байба. — Если раньше деньгами, можно сказать, сорили, предпочитали именно пластику, то сейчас у нас на подъеме инъекционная медицина: ботокс, филлеры. Народ начал считать деньги, а уколы красоты стоят значительно дешевле любого хирургического вмешательства”.

Если сравнивать цены, то инъекции и филлеры здесь стартуют от 200 евро. В Таллинне ценник выше — от 260 евро. Уколы эти уже давно стали привычными, на них деньги находятся почти у любого — кстати, даже мужчины все чаще приходят разглаживать морщины.

”С филлерами нужно быть крайне осторожными, — предупреждает пластический хирург Мерле Селленд. — Пожалуйста, внимательно смотрите, к кому вы идете. Сейчас уколы делает практически любая медсестра, но они не так хорошо знают анатомию, как хирурги. Вы, наверное, помните случай, когда после таких уколов пациентка ослепла. Это последствия неправильно поставленного филлера. Поэтому ищите только опытного и знающего специалиста. То, что сейчас творится на этом рынке — полный кошмар”.

Цена ошибки

К сожалению, после этих процедур эффект может быть разным. И если гиалуроновая кислота через год без следа растворится, то после неудачной пластической операции исправить что-либо будет очень сложно.

”К нам время от времени приходят исправлять ошибки других хирургов, — комментирует Пеэп Преэ. — Это сложно, ведь визуально трудно оценить, как проводилась операция, что именно было сделано ”под кожей”.

Поэтому главный посыл медиков — донести до населения то, что пластическая операция — это не поход к косметологу. Не нужно искать низкие цены, нужно искать опытного врача, с сертификатами, с образованием, с отзывами. Его услуги не могут стоить дешево.

”Разумеется, если произошла ошибка, долг врача — исправить ее, — поясняет доктор Преэ. — Но как ее исправить, если у ”туриста” нет денег даже на билет до клиники, в которой проводилась операция? Поправлять работу других врачей всегда крайне сложно и дорого”.

Не страшно и качественно

Но областью пластической хирургии медицинский туризм не ограничивается. Есть медицинские туры в Белоруссию, Венгрию и другие страны. Если прибегнуть к помощи поисковика, выплывает ряд ссылок, посвященных именно медицинскому туризму, — здесь собраны все отрасли, в которых специализируются медики той или иной страны, остается только выбрать наиболее подходящее предложение.

”В Белоруссии очень качественная и недорогая, по сравнению с нашими ценами, стоматология, кроме того, разумеется, великолепное санаторное лечение, — говорит представитель турбюро Guide for You Наталья Пунзинен. — Кстати, есть даже стоматологический санаторий. Но ехать нужно не на один день”.

Например, протезирование зуба может стоить в два, а то и три раза дешевле, чем у нас. А оборудование достаточно современное. За совсем новым нужно ездить в другие страны, но там и прейскурант не всем по карману.

В Белоруссию также ездят лечить проблемы опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистые заболевания, онкологию и многое другое. ”Дело в подходе, в белорусских санаториях работают врачи, и проводится серьезная диагностика, назначается полноценное лечение, — поясняет наша собеседница. — Поэтому медицинские туры из Эстонию в Белоруссию очень популярны. По цене и услугам не сравнить с местными”.

В Венгрию отправляются лечить астму и псориаз — тоже достаточно часто встречающиеся заболевания.

В любом случае нужно искать. Во многих странах услуги окажутся дешевле даже с учетом расхода на визы и проживание, но, решаясь ложиться под нож, обращайте внимание не столько на цену, сколько на квалификацию хирурга.

Поделиться
Комментарии