290 страниц переплетены в том, который называется ”Печальная книга или узники Принаровья за последние 500 лет”.

”С пониманием и состраданием автор рассказывает нам о людях, живших на этой земле, перенесших тяготы и лишения, истребленных в войнах и смутах, погибавших в заточении. Великий принцип „Никто не забыт, ничто не забыто”, которым руководствуются тысячи людей, сохраняющих для потомков исторические факты и имена, в полной мере реализуются в этой книге”, — говорится в аннотации издателя.

Очерки об узниках c XVI по XIX века будут безумно интересны тем, кто всерьез интересуется историей России и Эстонии. А вот последующий раздел, относящийся к XX веку, открывает новые страницы истории Эстонии, относящиеся к периоду Второй мировой войны.

raamat

Язык документов, используемый в книге, точен. ”В Актах упоминается о семи концлагерях и тюрьмах, но, по мере возвращения свидетелей, очевидцев, число известий о местах лишения свободы возрастало и возрастало. В настоящее время уже можно говорить о тринадцати местах лишения свободы в нынешней городской черте Нарвы, четырех — в черте Ивангорода, и о восьми — в Принаровье. 30 (!) тысяч гражданских лиц и военнопленных, узников принаровских концлагерей и тюрем не дожили до дня освобождения: они были замучены, умерли от голода, болезней и ран, расстреляны или повешены нацистами”.

Теме Холокоста в Принаровье посвящена глава ””Judenfrei” или решение еврейского вопроса”. Используются воспоминания Степана Владимировича Рацевича. Вот одно из них.

”За зданием городской Ратуши, на узкой Гельсингерской улице, протянувшейся от Рыцарской до Вирской улиц, фашисты в первую очередь ликвидировали еврейскую синагогу, превратив здание в пересыльную тюрьму. Сюда доставлялись советские военнопленные и так называемые ”эвакуированные” — принудительно вывезенные из оккупированных районов жители. В синагоге очутилась и советская писательница Вера Панова, которую война застала в одном из дачных пригородов Ленинграда….

„Зал нарвской синагоги, — описывает место своего заключения писательница, — громадно-высокий, голый, симметричной и унылой архитектуры. Зимние сумерки, голубеют выходящие в высоту окна, на них черными силуэтами Давидовы щиты — шестиугольные звезды. По узкой лестнице мы поднялись на хоры, там были нары, устланные соломой. Здесь предстояло жить сколько-то времени. Потом пришла раввинша, маленькая, страшная, похожая на сверток каких-то траурных лоскутков — вдова раввина. У нее фашисты убили всех, вплоть до внуков и правнуков”…”.

Историк Геннадии Александрович Попов прежде работал директором Ивангородского музея. Сейчас он на пенсии. В день выхода книги портал Delfi поинтересовался у автора, сколько времени он работал над ”Печальной книгой” об узниках Принаровья.

”Восемь лет. А, фактически, с детства. Когда был маленьким, лазил с ребятами по развалинам Ивангородской крепости, и в так называемом пороховом амбаре своими глазами увидел, успел увидеть, надписи, которые оставляли перед казню советские подпольщики. Там в годы войны была тюрьма гестапо. И я никогда в жизни не забуду то, что там увидел. К сожалению, от этих прощальных надписей ничего теперь не осталась, но я опубликовал некоторые, основываясь на документах”, — рассказ Геннадий Попов. В книге есть глава ”Стены рассказывают”.

Геннадий Александрович рассказал, что издание книги стало возможным, благодаря поддержке Правительства Ленинградской области, содействию областного Комитета по печати и связям с общественностью.

- Примерно 150 нарвитян участвовали в презентации книги. Автор рассказал, что в о время, когда он руководил Ивангородским музеем, у него была возможность изучать документы, которые в советское время были засекречены. Так что книга вполне может являться пособием для старшеклассников и студентов, изучающих историю, — сказал порталу Delfi руководитель Союза российских граждан Нарвы Геннадий Филиппов.
Часть тиража в 2 тысячи экземпляров была вручена участникам презентации, другая часть поступила в книжные магазины.

Поделиться
Комментарии