Справится ли Эстония?

Силламяэ. Середина апреля. Пыль на асфальте и выпавший ночью дождь смешались в однородную скользкую массу. Большой синий грузовик едет по улице Льва Толстого в сторону порта. Водитель устал после долгого пути через Латвию и Литву. Что и как произошло, никто не знает наверняка. На резком повороте, где дорога уходит под горку, машина, вероятно, начинает скользить, а затем вылетает с дороги — в аммиачный трубопровод, пишет Eesti Ekspress

Аммиак (NH3) при нормальных условиях — бесцветный газ с едким запахом. Очень ядовит, но в чистом виде не особо взрывоопасен. К сожалению, аммиак — это такое вещество, которое при соприкосновении с галогенами (хлор, йод, фтор, бром) или некоторыми металлами (золото, серебро, теллур) становится очень опасным. Например, аммиак и хлор вместе образуют взрывоопасное вещество — хлористый азот. Аммиак и йод образуют йодистый азот — вещество, которое очень сложно изучать, потому что оно может взорваться даже если подуть или дотронуться до него. Различные химические реакции могут продолжаться, приводя к новым взрывам и появлению новых отравляющих веществ.

В Силламяэ обстоятельства складываются самым неблагоприятным образом: из-за врезавшегося в аммиачный трубопровод грузовика происходит взрыв. Языки пламени достигают высоты 15 метров. Взрывной волной выбиты окна и разрушены подъезды близлежащих домов. Западный ветер несет ядовитое облако в город — на жилые дома, школу и детский сад. Практически мгновенно десятки людей умрут и получат увечья. 800 человек получат отравления и нарушения дыхания. 8000 нужно будет эвакуировать. И тогда станет еще хуже…

Гуманитарная катастрофа превращается в политический кризис

Прибывшие из Санкт-Петербурга российские журналисты снимают на улицах Силламяэ трупы и в каждом втором предложении драматическими голосами говорят, что речь идет о гражданах России. В Кохтла-Ярве и Йыхви возникает паника. Люди врываются в здания управ. Откуда-то появляются плакаты ”Путин, помоги!”. В интернете распространяются слухи об организованном фашистами террористическом акте. В вечерних кремлевских новостях Дмитрий Киселев вопрошает: ”Случай? Несчастье? Если быть объективным, этого не может быть”.

Именно по вышеописанному сценарию в апреле Эстония действительно проводила учения. Детали, впрочем, могут несколько отличаться, но схема была такой: взрыв аммиака в Силламяэ, катастрофа, паника, пропагандистская атака вражеского государства (на учениях его называли Аславия), просьбы о том, чтобы президент Аславии пришел на помощь.

Учения проходили и по другим сценариям. Один из них описывает массивную кибератаку, в которой имеются различные элементы — от взлома электронных писем министров и утечки компромата до нарушения работы X-tee и всех важных онлайн-регистров.

Второй сценарий описывает нападение на электросистему Эстонии. Сперва загадочные и непонятные нарушения подачи электричества, потом диверсанты взрывают электрокабели между Эстонией и Латвией, ”зеленые человечки” захватывают центр управления электросистемами, уровень воды в Нарвском водохранилище падает — до полной темноты по всей Эстонии.

Два последних сценария — самые засекреченные и имеют красную печать: массовые беспорядки и атаки на различные важные объекты. Что именно происходило во время этих учений, неизвестно. Точно имели место ”зеленые человечки”, подъем сепаратистского флага в Нарве, захват зданий самоуправлений, а также ”усмирение” эстонских националистов, которые пытались сами навести порядок в стране.

В учениях участвовали многие министерства, государственные департаменты и частные фирмы. Действие всех сценариев проходило в контексте вражеской страны Аславии, которая либо инициировала кризисы, либо пыталась сыграть на них.

Процессом руководило Министерство внутренних дел, остальные принимали участие вслепую — у них не было возможности подготовиться, они не знали, какой поворот событий последует дальше.

Что пошло хорошо, что — плохо?

Силламяэский сценарий обернулся фиаско. Государство не справилось. Медицинских запасов не было. Кислородных аппаратов, которые необходимы вдохнувшим ядовитые газы людям, не было. Больницы не сумели справиться с количеством пациентов, а неприятным сюрпризом стало то, что полиция не приехала на помощь, когда потребовалось навести порядок — разнять дерущихся перед больницей людей (да и не могла бы, если учесть, что на весь Ида-Вирумаа только два полицейских патруля).

Лежавшие на улицах трупы, которые снимали журналисты из Аславии, не смогли убрать, потому что никто не знал, кто и как должен этим заниматься. Цепь инстанций не действовала: например, кто должен был управлять и координировать временное закрытие врачебных практик и направление врачей в регион катастрофы? Департаменты, которые должны были заниматься оповещением населения, не делали этого, потому что во время экономического кризиса в интересах экономии возможности по оповещению были урезаны.

С атакой на электросистему Эстония справилась хорошо. Хотя и в этом случае сценарий делали все сложнее и сложнее — до полного отключения электричества, системы и государство работали. Паники не возникло. Участники знали, что, как и в какой последовательности делать. Хорошо проявил себя Elering. По необходимости постепенно снижали потребление энергии, быстро восстанавливали поврежденные линии и центры управления.

Борьба с кибератакой прошла более или менее хорошо. Например, обнаружили, что некоторые министры и государственные чиновники любят работать через глобальную сеть, что не является достаточно защищенным. О том, как прошли сценарии с массовыми беспорядками и атаками на спецобъекты, известно меньше. Что-то прошло хорошо, что-то нет, но детали не обнародуют.

Говоря о безопасности, в первую очередь думают о танках и самолетах НАТО, но на деле, вероятно, до ”настоящей горячей войны” будет внутригосударственная атака. Условно говоря, что произойдет за полгода до войны? Сумеет ли Эстония защитить себя от ассиметричной атаки, ”зеленых человечков”, диверсий, провокаций и яростной контрпропаганды?

Эстонские учреждения, занимающиеся внутренней безопасностью, занимаются отработкой таких сценариев, по меньшей мере, со времен войны в Грузии. Многие другие учреждения участвовали в таких крупных учениях впервые и потому для них это было неожиданно. Один из организаторов учений отметил, что, например, министры Кристен Михал (сфера электричества) и Раннар Васильев (медицина) быстро реагировали и начинали действовать, если приходилось устранять недочеты.

Одна из самых серьезных проблем заключается в том, что в область внутренней безопасности на протяжении многих лет не делали инвестиций. Скорее урезали — на сегодняшний день в Эстонии примерно на тысячу полицейских меньше, чем было во время бронзовой ночи. А разве риски стали ниже?

Во время учений обнаружилось, что во многих государственных департаментах некоторые возможности имеются лишь на бумаге — в постановлениях и уставах, а на деле они урезаны и упразднены. К счастью, были приложены усилия и проведена реорганизация, в некоторых областях начали учиться и привлекать Кайтселийт, чтобы в итоге достичь результата ”что-то хорошо, что-то плохо”. В области внутренней и гражданской обороны Эстония, конечно, не на уровне европейского лидера — Финляндии и, конечно, не на уровне мирового лидера — Израиля, но в своем регионе страна занимает позицию выше средней.

Поделиться
Комментарии