Трудно поверить, но в этом доме по улице Уус, 1 в Кохтла-Ярве уже почти семь лет нет центрального отопления. Сейчас долга перед поставщиком тепла VKG, по словам председателя товарищества Галины Рахимовой, нет. Отопления, однако, тоже. Как такое возможно? Как зимуют люди много лет в полупустом холодном доме?

Корреспонденты Delfi посетили этот дом-призрак. Зрелище — печальное, выводы тоже неутешительные.

”Я приняла дом в ужасном состоянии, — припоминает 2010 год нынешний председатель КТ Уус, 1. — Это было страшно: вода лилась с потолков — лопнули трубы. Тогда стояли 30-градусные морозы”.

”До нуля не падает”

Жильцы дома перешли на альтернативное отопление: кто на газ, кто на электричество. Вода есть, но все системы пришлось переделывать: шахты вскрывать, трубы менять, все утеплять.

”Сколько сейчас температура в квартирах?” — поинтересовались мы у Галины. ”Градусов 19-20”, — заверила она.

По заснеженному двору, в котором наша машина застряла, мы пошли к подъезду дома, где встретили жильца — дедушку. На вопрос о том, какая у него температура в квартире, он дал ответ краткий, но обтекаемый: ”До нуля не падает”.

После мы решили осмотреть подвал этого подъезда, однако, там не было света. Поэтому корреспонденты Delfi и председатель отправились в подвал соседнего — среднего — подъезда.

”Тихонечко, только не упадите, ради бога”, — предостерегла Галина. Спускаться надо было крайне осторожно, на перила не облокачиваться — они отваливаются.

И вот мы в подвале. Там даже есть свет, только нет большой части труб. Они срезаны.

”Вот шахты: там все утеплено ватой и пенопластом. Во избежание проблем мы в каждую квартиру провели отдельную водопроводную трубу. Если человек в квартире не живет — мы из трубы просто спускаем воду”, — провела нам председатель краткую экскурсию по подвалу.

Система отопления как была оставлена тогда — в 2009 году — так она и стоит. Правление и председатель, конечно, хотели бы ее реновировать, но и тогда, и сейчас это стоит очень больших денег. У товарищества такой возможности нет. Поэтому и нельзя подать тепло в квартиры — теплосистема абсолютно непригодна.

Долга нет, тепла — тоже

”Сейчас у дома нет долга за отопление. Когда я стала членом правления, мы поехали в VKG Soojus и составили график погашения задолженности. И практически весь долг мы выплатили. Там оставалась какая-то небольшая сумма, которую VKG просто списал. Но основную часть долга — около 100 000 бывших эстонских крон (примерно 6 390 евро — прим. ред.) мы погасили”, — уточнила председатель.

Мы продвинулись вглубь подвала. ”Вот тут у нас был раньше теплоузел. Но нам все срезали-перерезали. Вот это все, что осталось”, — показывает Галина обрезанные ржавые остатки того, что когда-то называлось трубами.

По ее словам, изначально было ошибкой заключение общего договора на поставку тепла: ”Договоры должны быть индивидуальные! Почему человек, который платит, должен отвечать за соседа, который не платит?”.

На дверь одного из подвалов прибита подкова. Видимо, на счастье.

”Над нами просто посмеялись!”

Выйдя из холодного подвала, мы направились в гости к проживающей на первом этаже женщине. Пока звонили в звонок, обратили внимание на дверь слева: вместо замка там зияла большая дыра. ”Эта квартира пустует?” — задали мы логичный вопрос. "Нет, там живет девушка”, — ответила Галина.

Наконец дверь однокомнатной квартиры открыла Тамара — женщина предпенсионного возраста, которая, как выяснилось, несмотря на инвалидность, трудится медиком. В комнате — большой стеллаж с книгами. Температура в квартире около 15 градусов. В одних носках стоять на полу крайне некомфортно: внизу холодный подвал, а на улице — снег и мороз.

Тамара отапливает квартиру газом. ”У меня уходит по 200-300 кубов газа, чтобы я жила хоть как-то! А за отопления я плачу около 150 евро в месяц”.
Uus tn 9, Kohtla-Järve

В сложившейся ситуации Тамара полностью винит прошлого председателя КТ: ”У нас был долг. Мы писали письма, везде ходили. И бывший председатель, по ее словам, писала и ходила. Но нам нигде не помогали! Мы обращались в газеты, на телевидение, ходили к Соловьеву (мэр Кохтла-Ярве — прим. ред.), в горуправу… Приезжал Урмас Рейнсалу и тоже обещал, что они, может быть, чем-то помогут. Над нами просто посмеялись!”

По ее словам, жители дома до копейки выплатили долг. Сама же она в этой квартире живет около 50 лет и ни разу никому ничего не задолжала, а теперь страдает в таком холоде. ”Как мне из 300 евро пенсии за все заплатить? Мне теперь помирать что ли?” — спрашивает женщина.

”Тем не менее, дом живет, и, я надеюсь, будет жить!” — резюмировала председатель КТ Галина Рахимова.

Личный опыт

Автор этой статьи имела печальный опыт проживания в доме без центрального отопления в 30-градусный мороз. Дело было зимой 2009 года в таллиннском районе Копли. Удовольствие сомнительное, надо сказать. Когда под Новый год ударили морозы, в доме, естественно, замерзли все трубы на неделю. А это значит, что ни помыться, ни чаю попить, ни в туалет сходить. Мы ”отапливались” двумя старыми советскими масляными радиаторами. Толку от этого было немного: температура в квартире не поднималась выше 13 градусов. Спать приходилось в одежде и под двумя одеялами. Зато счета за электричество приходили дай боже!

Однако холод — это еще половина проблемы. В плохо отапливаемом помещении — сырость и все ее производные. Я имела неосторожность поставить к стене матрас, набитый кокосовой стружкой. Через месяц сторона, которой мой матрас был прислонен к стене, стала полностью зеленой, и мы его выбросили. Стены обросли плесенью, наверное, всех известных науке видов.

От сырости в квартире начало дурно пахнуть. Этим запахом стали пропитываться все вещи. Не говоря уже о том, что от таких жизненных условий человек начинает болеть и хиреть, портится настроение, нападает депрессия.

Обставиться калориферами и буржуйками в полупустом доме не панацея. Если соседние квартиры не отапливаются — холод будет пробираться туда, где еще теплится жизнь, через стены, двери и все щели. Хорошо, что студенчество не вечно!

Совсем скоро в Ида-Вирумаа концерн VKG сократит около 500 сотрудников, которые пополнят и без того порядочную армию местных безработных. Не постигнет ли печальная судьба Уус,1 еще десятки домов в регионе?

Поделиться
Комментарии