”Резидент как бы ничего не делает, но на самом деле делает все”, — сказала резидент-онколог третьего курса Рилле Пихлак. Она также входит в руководство Союза молодых врачей Эстонии, который только недавно исследовал, как много резиденты делают самостоятельной работы. Выяснилось, что порядочно. В опросе участвовали более сотни резидентов, пишет Eesti Päevaleht.

Опрос показал, что средняя нагрузка резидентов — 41 час в неделю, т.е. обычная рабочая неделя. Но в то же время две трети резидентов работают по 16 часов сверхурочно, в основном это дежурства. Более четверти резидентов дежурят и в других отделениях, кроме тех, где официально проходят стажировку.

Почти каждый третий резидент дежурит в то время, когда в здании нет ни одного врача его специальности, например, студенты-хирурги. Каждый седьмой резидент дежурит, не имея договоренности с врачом о том, что в случае необходимости студент может позвонить ему. А дежурства в основном проходят ночью.

Согласно правилам, резидент не может оставаться на дежурстве один. По предписанию резидентуры ТУ, с каждым резидентом должен оставаться врач с как минимум пятилетним опытом работы. Врач должен нести ответственность за действия подопечного. В Северо-эстонской региональной больнице правила еще жестче. Там резидент не может принимать самостоятельных решений без согласования с главным или дежурным врачом.

Резидент не может выписывать лекарства, принимать решение о госпитализации или выписке больного. ”Но на самом деле врачи-резиденты принимают такие решения самостоятельно”, — подтвердила резидент экстренной медицины четвертого курса Наталья Ефимова. Согласно опросу, половина резидентов самостоятельно принимает решение о лечение в каждом втором случае.

Пихлак и Ефимова заверили, что молодые специалисты все же не остаются в полном одиночестве. Таков их опыт в крупных больницах. ”Обычно кто-то рядом все-таки есть. Кто-то из врачей может лично сказать "звони мне когда угодно", даже если он не назначен моим руководителем. Все ведь хотят, чтобы у резидента все было хорошо ”, — сказала Пихлак.

”То, что резиденты дежурят в одиночку неправильно ни для работодателя, ни для резидента, — сказала генеральный секретарь Союза врачей Катрин Рехемаа. — Если считают, что резиденты последнего курса достаточно компетентны, то это нужно внести в предписания. Но в любом случае действовать надо в интересах безопасности пациентов и качества медицинской помощи”.

На врачебной кафедре ТУ обсуждалось, стоит ли разделять резидентов на младших и старших, чья ответственность была бы разной. Но границы пока не определены.

Около 60% резидентов считают, что руководители должны больше консультировать их. Десятая часть отметила, что руководители вообще не заинтересованы в них. Поскольку врачи-специалисты перегружены, а оплата за руководство не мотивирует, то удивляться тут нечему, отметила Рехемаа.

Стоит принять во внимание, что резиденты, которые дежурят в других учреждениях или отделениях, работают по большей части вне предусмотренной резидентурой программы. В таком случае они оформлены как врачи и выполняют ту работу, которую еще только изучают.

”Объяснение всему — нехватка врачей”, — отметила Рехемаа.

”Резидентура — это не место, где младший ходит по пятам за старшим. Там должно приобретаться умение справляться самостоятельно. Где еще можно этому научиться, если не работая в коллективе, — сказал руководитель Союза больниц и Пярнуской больницы Урмас Суле. — Дежурства надо как-то распределять между людьми. У нас довольно хорошая и действующая практика. Ситуация зависит от того, сколько у нас врачей. Если еще 3-5 лет назад у нас были серьезные проблемы с организацией дежурств, то сейчас уже все относительно стабилизировалось”.

Поделиться
Комментарии