В рапорте дается уничижительная оценка развитию гособороны Швеции. ”Результаты общего агрессивного поведения России и сокращения расходов на национальную оборонную систему Швеции налицо. Вакуум безопасности, который шведы создали сами для себя, рано или поздно будет заполнен, если не ими, то кем-то другим”, — отмечается в рапорте.

Составитель документа заместитель директора Центра международных оборонных исследований Мартин Хурт напомнил старую поговорку, которая гласит, что страна, которая не может кормить свою армию, будет кормить чужую.

”Если мы посмотрим на октябрьские поиски подводной лодки в шведских шхерах, то ясно, что если система гособороны настолько слаба, что не способна обеспечить суверенитет во внутренних водах в мирное время, то другое государство может проводить там подводные операции. Это утверждение справедливо и для военного времени”, — рассказал Хурт.

По его словам, в случае, если Швеция не смогла бы защитить свою территорию, это поставило бы под угрозу безопасность Эстонии.

”Если их военные силы ограничены или незначительны, это означает, что и мы не знаем, что там происходит. В случае кризиса или в военное время НАТО не стало бы использовать территорию Швеции против ее воли. Но если на ней нет ни шведских войск, ни войск НАТО, то появляется угроза того, что ее займут войска третьей страны”, — пояснил он.

В декабре прошлого года Россия провела военные учения в Калининградской и Ленинградской областях, в которых было задействовано около 9 000 человек, 250 танков, 100 гаубиц, 55 военных кораблей и ракетные системы ”Искандер”. Как отмечается в рапорте, один из экспертов (дана ссылка на блог. — прим. Delfi.) счел, что в рамках этих маневров была отработана внезапная атака на страны Балтии силами 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии, расквартированной рядом с границей Эстонии.

По словам Хурта, официальный сценарий учений неизвестен и оценок на этот счет мало. ”Как это часто происходит, были обыграны различные моменты, которые в целом не кажутся логичными для этого театра. Но если рассматривать их отдельно в рамках другого сценария, то они вполне могут быть логичными. Одна из оценок — отрабатывалось внезапное нападение на страну в регионе Балтийского моря”, — продолжил он.

Хурт считает, что такой страной вовсе не обязательно может быть одна из стран Балтии: ”Если мы посмотрим на Балтийское море, увидим в нем шведские острова Готланд, Ёланд и Аландские острова, которые важны для всех стран региона”.

При этом в рапорте отмечается, что события на Украине и октябрьская охота за подводной лодкой в шхерах не изменили тенденции к сокращению расходов на оборону. Например, в 2015 году по экономическим соображениям спишут еще шесть кораблей. В прошлом году специальная парламентская и правительственная комиссия Швеции рекомендовала увеличить расходы на оборону по сравнению с 2014 годом на 3%, но с 2017 года.

По словам Хурта, в Швеции государственная оборона все чаще стала являться темой для дебатов, но реальных решений не последовало. ”Вооруженные силы реформируются на протяжении нескольких лет, но новая структура не развернута и не снаряжена. После оккупации Крыма политики не приняли новых решений, которые были бы подкреплены финансово”, — резюмировал он.

В рапорте поясняется, что стратегическая ценность Швеции заключается в том, что в случае вооруженного конфликта от нее зависит изолированность стран Балтии от союзников НАТО.

Поделиться
Комментарии