Почему вошли в коалицию с реформистами?

Хотя развивающийся на Украине кризис, спекуляции насчет возможности чего-то подобного в Эстонии остаются одними из важнейших политических тем, разговоры на которые можно услышать буквально всюду, от коридоров госвласти до общественного транспорта, двухчасовая беседа министров с нарвитянами обошлась без упоминаний этой проблематики.

Недавние мероприятия подобного формата — открытые встречи с министром иностранных дел У. Паэтом и с членами парламентской комиссии по международным делам практически целиком были посвящены событиям на Украине и их возможному влиянию на Эстонию.

Встреча нарвитян с министрами, представляющими в новом коалиционном правительстве Социал-Демократическую партию — Хелен Кютт (министр социальных дел), Андресом Анвельтом (юстиции), Евгением Осиновским (образования и науки), а также спикером Рийгикогу Эйки Нестором, парламентариями Этти Кагаров и Яаком Алликом — собрала около сотни горожан.

Понятно, что вряд ли стоит рассматривать прошедшее мероприятие в отрыве от того факта, что чуть более месяца осталось до выборов в Европарламент. На них соцдемы рассчитывают получить поддержку такого уровня, которая станет хорошей базой перед главной политической схваткой — выборами в Рийгикогу весной 2015 года.

Говоря о причинах, по которым соцдемы согласились создать коалицию с реформистами, Эйки Нестор в числе прочего отметил, что для партии важно показать избирателям, что она способна работать не только в оппозиции, но и в исполнительной государственной власти. Евгений Осиновский поспешил добавить, что главной причиной для сотрудничества с реформистами является намерение начать выполнять предвыборную программу, в частности, с 1 января 2015 года согласно коалиционному договору будут повышены детские пособия на первого и второго ребёнка с нынешних 19,18 евро до 45 евро в месяц.

Минималка продолжит расти

Социальной тематике была посвящена большая часть заданных нарвитянами высоким гостям вопросов. У министров спрашивали о том, как бороться с недобросовестными работодателями, заключающими с работниками трудовые договоры на невыгодных для последних условиях. Андрес Анвельт ответил, что трудовой договор — двусторонний документ, то есть от работника зависит, соглашаться с его условиями или нет. Главное, что советовали министр юстиции, а также спикер парламента Эйки Нестор работникам — опираться на профсоюзы, ”адвоката рабочего человека”, создавать их там, где их пока нет.

Разумеется, у соцдемов спросили о перспективах роста пенсий и минимальной заработной платы. Нестор сообщил, что коалиционное соглашение предполагает повысить минималку до 390 евро с 1 января 2015 года (соответствующий договор осенью прошлого года заключили Центральный союз работодателей и Центральный союз профсоюзов Эстонии).

Сейчас минималка составляет 355 евро в месяц.

”Зато пенсии больше, чем в Литве”

По поводу пенсий Эйки Нестор первым делом сказал, что сегодня средняя пенсия составляет 354 евро, и на этом разговор застопорился. ”Это какая-то сказка! Наши пенсии намного меньше!” — раздавалось с мест. Спикеру парламента пришлось несколько раз повторять, что речь идет именно о средней по республике пенсии. Кроме того, он отметил, что эстонская средняя пенсия в три раза уступает финской, но в то же время значительно больше, например, литовской (230 евро). Соцдемы пообещали последовательно бороться за рост пенсий, попросив нарвитян не попадаться на уловки тех политиков, которые, например, гарантируют скорейшее двукратное повышение. ”Такое в принципе невозможно”, — говорил Нестор.

Один пожилой нарвитянин дал конкретный совет, как государство может поспособствовать сокращению безработицы. По его мнению, Эстония могла бы воспользоваться тем, что ее внешний долг сравнительно невысок, взять кредит, чтобы создать на эти деньги рабочие места.

Поддержки у министров данное предложение не нашло. Нестор проинформировал, что проблема безработицы актуальна для всей Европы — в ЕС, по его данным, 26 миллионов безработных. По словам Нестора, Эстония ведет постоянную работу по переобучению безработных при финансовой поддержке со стороны Евросоюза. Не секрет, что при 8 процентах безработных в республике на рынке труда немало вакансий, которые не могут быть закрыты из-за отсутствия в республике достаточного количества специалистов в конкретных областях.

”Это было бы просто низко”

Свои вопросы по электронной почте задал руководителям государства Виктор Карленко, активный борец за права людей с ограниченными физическими возможностями.

Он в частности поинтересовался судьбой готовившегося в прошлом году изменения в законодательстве, которое впору назвать скандальным. Планировалось отказаться от практики выплаты государственных компенсаций людям, получившим травмы на рабочем месте, тем, кто страдает от профессиональных заболеваний, в тех случаях, когда работодатель не выплачивает эту компенсацию (например, из-за банкротства). Виктор Карленко в самом начале этого года призывал депутатов Рийгикогу поставить заслон нарушающим права незащищенных членов общества изменениям закона. Ответили ему только соцдемы, пообещав поддержку. Теперь, отвечая на вопрос отсутствовавшего на встрече из-за болезни господина Карленко, Эйки Нестор рассказал, что соцдемам удалось убедить партнеров по коалиции в том, что ”пока в Эстонии нет обязательного страхования от несчастных случаев на производстве, делать подобные изменения в законе было бы просто низко”.

Министру соцдел Карленко задал вопрос о несправедливой, с его точки зрения, системе, когда решение об установлении инвалидности той или иной степени принимает один врач, а не консилиум специалистов, как это было в свое время.
Хелен Кютт посоветовала нарвитянину и другим людям, заинтересованным в получении статуса инвалида, сообщать в ходатайстве имена и контактные данные трех-четырех врачей, знакомых с состоянием здоровья конкретного пациента. По ее словам, мнения подобных информированных специалистов должны приниматься во внимание.

Алиментщиков лишать водительских прав!

Министру юстиции Анвельту одна нарвитянка пожаловалась на то, что ее дочь уже пять лет не может добиться от отца своего ребенка выплаты алиментов. По ее словам, судебное разбирательство длится очень долго, а дело ”футболят” из инстанции в инстанцию — конца-края не видно.

Андрес Анвельт сказал, что ускорение судебных процессов, а также борьбу с алиментщиками он считает одними из своих важнейших приоритетов.

”Мы сейчас рассматриваем разные возможности заставить их платить. Например, есть идея, что государство не должно выполнять свои обязательства перед человеком, который сам не выполняет перед ним обязательства. Алиментщиков можно было бы лишать прав на вождение транспортных средств, не давать право на оружие или охоту”, — сказал министр юстиции.

Ускорению рассмотрения гражданских дел в суде, по его словам, способствует учреждение института судебных юристов, которые помогают судьям (в Тарту эта реформа судопроизводства уже дала очень хорошие результаты).
”Уголовные дела долго разбираются в суде из-за прокуратуры — прокуроров не хватает”, — отмечает Анвельт.

Дешевле новое построить

Известный нарвский тренер по боксу Юрий Москалев попросил министров посодействовать тому, чтобы здание бывшего ДК Герасимова было приведено в порядок. Для этого, по мнению Москалева, государственные власти могли бы отобрать его у нерадивых собственников. Соцдемы объяснили, что частную собственность забрать нельзя, а также усомнились в том, что капитальный ремонт ”гераськи” — это наилучший вариант создания общественного городского учреждения: ”дешевле новое здание в другом месте построить”.

Отметим, что в данный момент данная недвижимость продается за два миллиона евро.

Поделиться
Комментарии