Родители Марии в момент ее рождения были жителями Эстонии без гражданства, то есть так называемыми ”серопаспортниками”. В соответствии с законом они ходатайствовали об эстонском гражданстве для своей дочери в упрощенном порядке, и она получила его в 2001 году.

Через несколько лет отец решил сменить неопределенность серого паспорта на более уверенный статус гражданина — российского. Согласно распространенной практике консул в посольстве РФ посоветовал ему взять российское гражданство и для дочери. У семьи не было какой-то особой необходимости в этом, однако в посольстве заверили, что у Марии при этом не возникнет никаких проблем с эстонским гражданством: ”Просто сможете ездить в гости к родственникам в Россию без визы”. Так, ребенку помимо эстонского гражданства взяли еще и российское, не зная, что на этот счет говорит законодательство.

Родители в неведении

Случай сам по себе не уникальный — многие хотят иметь два гражданства, чтобы путешествовать в другие страны без визы, жить там или приобретать имущество. Людей, у которых помимо эстонского есть гражданство еще какого-то государства, у нас более ста тысяч. В большинстве случаев наличие второго гражданства держат в секрете от эстонского государства и беззаботно живут с двумя паспортами.

Однако данный случай по некоторым аспектам отличается от других. Родители не знали о запрете на двойное гражданство. Это доказывает то обстоятельство, что когда в 2013 году мать девочки пошла обновлять ее эстонский паспорт, она предъявила чиновнику как просроченный паспорт гражданина Эстонии, так и паспорт российского гражданина, который по этому случаю достали из ящика стола.

Каково же было удивление семьи, когда вместо нового паспорта гражданина Эстонии они получили от департамента полиции и спасательной службы письмо, в котором в отношении Марии было начато производство о лишении ее эстонского гражданства. Иными словами, семье было сказано, что с принятием российского гражданства 12-летний ребенок из-за действий своего отца якобы добровольно отказался от гражданства Эстонии.

Семье также предъявили ультиматум: в течение месяца представить департаменту доказательства того, что родители занимаются освобождением Марии от российского гражданства, иначе она потеряет эстонское, и родителям родившейся и выросшей в Эстонии девочки придется ходатайствовать уже о виде на жительство для нее.

Отказаться нельзя

По своей работе я сталкивался и с другими людьми, получившими аналогичное письмо. Обычно они не могут понять, как государство может сказать человеку, который годами был эстонским гражданином, что теперь он остается без этого гражданства и должен быстренько ходатайствовать о виде на жительство, если хочет жить здесь, на своей родине.

Случай Марии делает особенным еще и то, что родители не махнули рукой и не смирились: они признают свою неосведомленность и ошибку с взятием для дочери российского гражданства; в то же время они очень хотят, чтобы Мария и дальше оставалась гражданкой Эстонии и связывала свое будущее с нашим государством. Поэтому после получения злого письма из департамента они сразу же связались с российским посольством и попросили освободить дочь от гражданства соседней страны.

Однако здесь их ожидал еще один сюрприз: в соответствии с российским законодательством от гражданства РФ для ребенка можно отказаться только в том случае, если один из родителей — гражданин России, а другой — гражданин какой-то другой страны. В семье Марии же отец — российский гражданин, а вот мать является обладателем серого паспорта негражданина, то есть они не отвечают требованиям российского закона. Так что ходатайство об отказе от гражданства РФ не примут до тех пор, пока Мария не станет совершеннолетней.

Департамент полиции и погранохраны предъявил требование, которое данная семья не в состоянии выполнить по не зависящим от нее причинам. Поскольку наши законы не позволяют государству быть в этом вопросе гибче и подходить к каждому случаю индивидуально, Мария в ближайшее время просто-напросто лишится эстонского гражданства.

Близорукая позиция государства

Я считаю такое поведение государства в корне неверным, поскольку ребенка фактически наказывают за ошибку родителей. Мы оставляем выросших здесь людей без эстонского гражданства, фактически толкая их в гражданство соседней страны. Такая политика также воспроизводит граждан другого государства, поскольку ребенок российского гражданина в свою очередь является гражданином России по рождению.

Правительство заняло псевдолиберальную позицию, при которой не имеет значения, люди с чьим гражданством здесь живут — главное, чтобы они не остались без гражданства вообще. Я такую позицию считаю близорукой. Мы должны делать все от нас зависящее, чтобы постоянно живущие в Эстонии люди были связаны с государством путем гражданства.

В то же время случай с Марией — не просто одиночный казус: паспортистка, обслуживавшая ее мать, пыталась успокоить ее словами: ”Не беспокойтесь, вы далеко не единственная — таких детей у нас сотни”.

Бюрократические бреши в законе о гражданстве оставляют десятки или даже сотни детей в Эстонии без гражданства. Сегодняшняя ситуация несправедлива по отношению к детям и лишь способствует росту числа людей в Эстонии, не являющихся ее гражданами.

Поделиться
Комментарии