Местные предприниматели рьяно скупают проданные прежде иностранцам предприятия. Рядом с экономическим обоснованием сделок стоит теперь такой аргумент, как любовь к Отечеству и национализм. Если раньше специалистом в экономике мог считать себя лишь тот, кто верил, что у капитала нет национальности, то теперь дела обстоят иначе.

Тон в такого рода сделках, которые в последние годы привлекли внимание общественности, задают нацеленные на внутренний рынок предприятия торговли и обслуживания. В тринадцати проанализированных сделках деятельность девяти фирм, предлагающих услуги, и восьми предприятий была связана главным образом с внутренним рынком Эстонии.

Из-за слабости европейской экономики влиятельные инвестиционные фонды уходят с малых рынков, оставляя их местным. Очевидно, поэтому с губ предпринимателей-эстонцев слетают теперь призывы к мощному повышению зарплат. Повышение зарплат благоволит к росту цен, от которого выигрывают прежде всего бизнесмены, действующие на внутреннем рынке.

Требование повышения зарплат может вызвать смятение во многих работающих в Эстонии иностранных фирмах. Они действуют здесь именно по причине до смешного низких зарплат. Пока неизвестно, смогут ли эстонцы перекупить и эти фирмы.

Дорогу другим открыл Луйк

Знаковой среди заключенных эстонцами сделок обратной покупки стали в XXI веке выкупленные в 2001 году Хансом Х. Луйком 50% акций Ekspress Grupp. Представитель Bonnier Group сообщил, что шведы хотят, скорее, увеличить свое участие, чем продать. Когда покупателем, в конце концов, стал Луйк, это восприняли как героическое деяние.

В октябре 2006 года завершились переговоры между государством и тогдашним мажоритарным акционером Eesti Raudtee — Baltic Rail Services. Переговоры касались прекращения приватизационного договора. Национализация железной дороги стала триумфом министра экономики и коммуникаций Эдгара Сависаара. Более поздние события показали, что Россия изменила экспортную политику в нефтяной отрасли, то есть государство спасло предприятие частного инвестора от огромного бизнес-риска.

В 2010 году в поле зрения СМИ попал Тийт Вяхи, который заключил сделку обратной покупки с фирмой русских предпринимателей, приобретя Silmet. За пять лет до этого половина предприятия стоила 10 млн евро. А через год после своей сделки Вяхи продал фирму почти за 80 млн.

Поделиться
Комментарии