Райн Отс, магистр философии, учредитель журналов Eesti Leht (1997) и Binokkel (2004), работающий в фирме, занимающейся переводами и консалтингом, проживает в Финляндии уже более двадцати лет, в 2002 году он учредил Союз эстонцев в Финляндии, которому тем не менее не удалось объединить все общины эстонцев в этой стране. Отс признает, что эстонцы здесь разобщены, и именно отсутствие социального капитала заставляет строителей употреблять алкоголь и совершать преступления, сказал он в интервью газете Eesti Päevaleht.

На прошлой неделе портал Delfi, опираясь на данные Министерства юстиции, написал, что в 2012 году эстонцы совершили в Финляндии около 14 000 правонарушений.

"25 лет назад эстонцы приехали в Финляндию в поисках чего-то лучшего, чего-то нового. Тогда на называл финские суда судами свободы. У людей появлялись контакты, они зарабатывали деньги, получали опыт. Часто они возвращались в Эстонию или интегрировались. Сегодня же курсирующие в Финском заливе суда скорее напоминают рабовладельческие. Такое чувство, что люди едут сюда против воли. Они вынуждены переезжать в Финляндию, потому что в Эстонии больше не справляются. А приезжающими зачастую оказываются люди с самым низким уровнем образования, у которых нет профессионального тренинга. Тот, кто закончил хотя бы техникум и в связи с этим владеет английским языком, едет в другие страны мира. В Финляндию приезжают те, кто не владеет английским языком. И часто они и финский язык не способны нормально выучить", - говорит Отс, отвечая на вопрос, почему об эстонцах в финской прессе зачастую пишут в негативном ключе.

"Когда же они начинают жить в Финляндии, то замечают, что не хватает чего-то, о существовании чего раньше и не подозревали. Это что-то - это социальная среда. Человек ходит на работу, потом он, может быть, заходит в магазин, а с остальным временем совсем нечего делать. Когда работа сделана, он отправляется домой, смотрит мыльные оперы по эстонскому телевидению и пьет водку. Это и есть вся его жизнь", - описывает Отс.

"Я сравниваю это все со Швецией 1970-х годов, куда эмигрировали 500 000 финнов - 10% всего населения. У финнов в Швеции была такая же репутация: преступность и проблемы с алкоголем. Эстонцы в Швеции занимались политикой или танцевали народные танцы в Эстонском доме. У эстонцем как в собственных глазах, так и в глазах шведов имелся какой-то смысл, а у их жизни - содержание", - проводит параллель Отс.

"У финских эстонцев низкий уровень образования и недоверие друг к другу, отсутствие перспективы. В Швеции, США или Канаде эстонцы доверяют друг другу, они создали объединения или же сложили деньги и создали предприятия, товарищества или банки. Учреждение Эстонских домов - это тоже пример общей экономической деятельности. Речь идет о предпринимательских объединениях, которые создали предпосылки для возникновения социальных сетей. В Финляндии же, к сожалению, такой вещи не возникло. В Финляндии стараются справиться сами по себе", - говорит Отс.

При этом, по его словам, в первую очередь на улице в глаза бросаются те эстонхцы , которые пьют и дерутся. "Есть и люди с академическим образованием, например, преподаватели и ученые, но они ведь не выделяются", - делится Отс, отмечая, что, конечно же, среди различных групп эстонцев в Финляндии существует отчуждение.

По мнению Отса, в Финляндии должна быть сформирована местная эстонская община. "Я пытался это сделать, но похоже на то, что отсутствие взаимного доверия между эстонцами препятствует ведению сотрудничества. Я призываю всех финских эстонцев создать местные объединения эстонцев. Форумом для сотрудничества мог бы стать Союз эстонцев Финляндии", - говорит он.

Отс отмечает, что его лично еще больше, чем живущие в городах эстонцы-строители, беспокоят эстонцы, живущие в сельской местности. "Тот человек, который жил в сельской местности в Эстонии, приезжает жить в сельскую местность и в Финляндии. Зачастую у него нет водительских прав. Он может здесь жить годами, но общаться все равно будет только с коровами и свиньями. Финский язык он в таких условиях не выучит никогда. В случае проблемы он не знает, куда идти. Преступности в таких местах на отшибе действительно нет, но алкоголизм вполне может быть", - делится своими переживаниями он.

Причем, по его словам, эстонская и финская культура хоть и кажутся похожими, на деле отличаются, и, соответственно, люди не так много общаются с местным населением. Для объединения различных групп эстонцев в 2002 году и был создан Союз эстонцев в Финляндии, но, как уже было сказано, объединить их не удалось. Причем у союза есть и политические цели.

"У Союза эстонцев в Финляндии есть несколько политических амбиций. Например, внесение эстонского языка в учебные программы финских школ. В Финляндии изучение шведского языка является обязательным, но ведутся общественные дебаты по поводу того, чтобы это отменить. Мы же предлагаем, чтобы вместо обязательного шведского имелся альтернативный выбор языков: выбирать можно было бы между шведским, русским или эстонским языком", - отмечает Отс.

Поделиться
Комментарии